Бадалов: Schneider Electric - участник всех глобальных зеленых инициатив

Читать на сайте Ria.ru
Французская Schneider Electric стала лидером глобального рейтинга самых устойчивых компаний мира по версии журнала Corporate Knights. Корреспондент РИА Новости Олег Никишенков выяснил у замгендиректора по стратегии и инновациям компании Армена Бадалова, как Schneider Electric удалось добиться таких результатов и какие обязанности накладывает статус мирового лидера в области устойчивого развития.
- Армен, сейчас часто говорят про устойчивое развитие (УР), при этом далеко не все понимают, о чем именно идет речь.
- Традиционно под термином "устойчивое развитие" понимается экология производства, удовлетворение сегодняшних потребностей человечества при сохранении природы для будущих поколений. При этом в последнее время данный термин стал гораздо шире, хотя экология и сокращение выбросов и остаются приоритетом номер один. Думаю, будет лучше прояснить, что он означает сегодня на примере деятельности нашей компании. У нас по всему миру большое количество поставщиков и потребителей. У Schneider Electric почти 200 заводов по всему миру, на них, а также в наших офисах в более чем 115 странах, работает около 135 тысяч человек. Пять заводов находятся в России, это более 8 тысяч человек. Для такой крупной международной компании цели устойчивого развития носят вполне конкретный характер. И они направлены на людей, прежде всего, на наших сотрудников.
Innovation Summit: сессия по устойчивому развитию
Важным направлением в практике устойчивого развития Schneider Electric считает эффективность использования ресурсов. Речь, прежде всего, идет о рациональном потреблении электроэнергии, внедрении цифровых решений и принципов экономики замкнутого цикла. Например, мы стремимся внедрять принципы циклической экономики на каждой производственной площадке. Это, в частности, увеличение срока службы продукции, особые требования к упаковке и транспортировке, утилизации продукции, контроль поставщиков.
Мы внедрили принципы УР в кадровую политику: строго соблюдаем гендерный баланс и возрастную диверсификацию. При этом делаем ставку на перспективную молодежь, тесно сотрудничаем с вузами и техникумами, начиная поиск талантов среди студентов еще на ранних этапах. У нас много активностей для студентов: международный конкурс Schneider Go Green, программа Sales Graduate Program, летняя стажировка. Мы регулярно участвуем в ярмарках вакансий, которые проводят вузы. Например, в 2021 году уже приняли участие в четырех ярмарках в разных регионах России. В нашей летней стажировке в этом году приняли участие 62 стажера (в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Минске), в конце августа 40 ребят решили продолжить стажировку на более длительный срок.
Второй важный аспект – необходимо учитывать интересы жителей городов, где есть наши заводы. Это – работа с местными сообществами. Мы как социально ответственная компания должны помогать им. Среди прочего, в эту сферу деятельности входят вопросы обучения и развития компетенций, найм сотрудников, оказание содействия неблагополучным слоям населения, волонтерская помощь.
То есть спектр целей УР на самом деле гораздо шире, чем периметр заводской или строительной площадки. Сейчас в мире часто словосочетание "устойчивое развитие" можно увидеть рядом с аббревиатурой ESG - экологическое, социальное и корпоративное управление. Концепция УР носит всеобъемлющий характер, поэтому она стала столь важной и в международной, и российской повестке дня.
- В 2021 году Schneider Electric возглавила список 100 самых устойчивых компаний мира по версии журнала Corporate Knights. Какие дополнительные обязанности ложатся на вас как на лидера?
- Рейтинг Corporate Knights - один из самых влиятельных. Мы рады, что нас так высоко оценили, это престижно. Но ты уже не можешь снизить планку. Поэтому каждый год необходимо делать все больше и больше, чтобы как минимум сохранить достигнутые позиции. Сейчас на международном уровне мы участвуем во всех глобальных платформах по зеленой энергетике и по вопросам планетарных климатических изменений. А в России приоритетно работаем над просвещением профильных участников рынка, наших партнеров в области устойчивого развития.
В этом году Schneider Electric провела в Москве мероприятие Innovation Summit, основная цель которого – как раз продемонстрировать синергию инноваций и устойчивого развития. Мероприятие посетили несколько тысяч участников, было проведено более 150 панельных дискуссий по различным вопросам, но ключевой из них – создание устойчивой и эффективной бизнес-модели с помощью цифровых инструментов.
Innovation Summit в Москве: стенд с оборудованием Schneider Electric
- Как эта деятельность координируется с задачами ООН в сфере устойчивого развития?
- Мы стали одним из наиболее активных участников процесса подготовки концепции ООН по устойчивому развитию. Эти инициативы строились во многом на видении больших компаний. Генеральный директор Schneider Electric Жан-Паскаль Трикуар активно участвует во всех международных мероприятиях, в частности, в работе ежегодной Конференции ООН по изменению климата. Отмечу, что всего год назад мы были на 29-м месте рейтинга Corporate Knights, а в 2021-м – уже на первом. Фактически более 70% дохода от нашего бизнеса мы получаем благодаря зеленым решениям. И именно это стало одной из важнейших причин, которая позволила нам так высоко подняться в рейтинге.
На конец 2020 года 80% операций Schneider Electric осуществлялись за счет энергии из возобновляемых источников, а также с использованием собственных технологических решений и с заключением соглашений о закупках возобновляемой электроэнергии. В своей стратегии выстраивания цепочек поставок Schneider Electric принимает устойчивое развитие за основу и планирует к 2025 году довести 70 своих заводов и распределительных центров до нулевого уровня выбросов CO2 и постепенно повышать энергоэффективность своих производственных и складских помещений.
В России у нас два основных направления: снижение энергопотребления и сокращение количества отходов. Например, на нашем заводе "ЭлектроМоноблок" (ШЭЗЭМ) в Ленинградской области и в логистическом центре в Лобне (Московская область) запущена в эксплуатацию "умная" система управления освещением производственных зон. После внедрения этой системы в дистрибьюторском центре и на заводе энергопотребление у нас снизилось примерно на 30%. Кроме того, мы выявляем утечки тепла при помощи инфракрасных камер, проводим комплекс энергетических и организационных мероприятий по усилению герметичности зданий.
Что касается отходов, то здесь наша цель — "ноль отходов на полигон", то есть отправлять 100% металлических и 97% неметаллических отходов на переработку или использовать повторно в нашем производстве.
- Насколько, по вашему мнению, российские компании готовы сегодня воспринимать принципы ESG?
- В России сейчас стали серьезно относиться к проблематике устойчивого развития по нескольким причинам. Во-первых, многие местные компании столкнулись с серьезными экологическими проблемами. И они в итоге вылились и в реальные проблемы для природы, и в колоссальные денежные затраты. Думаю, эти примеры всем известны. В России мы подошли к черте, когда нужно заканчивать обсуждение УР и начинать активно действовать. Российское бизнес-сообщество осознало это. Данный факт подтверждает наше исследование "Устойчивое развитие в российском бизнесе", которое мы провели в начале 2021 года, опросив сто компаний-лидеров и независимых экспертов. Так вот, более 90% из них сегодня активно занимаются вопросами ESG. Во многих компаниях – лидерах рынка сформированы соответствующие подразделения. Большинство опрошенных также заявило, что серьезно задумываются об экологических последствиях своих действий. Риск введения углеродного налога в Европе, само осознание того, что ситуация может негативно поменяться, подвигает российских бизнесменов создавать более экологичные решения. В этой связи мы видим большой интерес многих российских компаний к нашему опыту и услугам в области УР.
- Можно ли привести конкретные примеры сотрудничества в этой сфере?
- В рамках проектов внедрения энергоэффективных технологий у нас сложилось много интересных партнерств с компаниями из нефтегазовой, металлургической, транспортной отраслей, а также машиностроения и пищевой промышленности. Один из наиболее ярких и свежих примеров – объявление в октябре о стратегическом сотрудничестве с Амурским газохимическим комплексом. На этом совместном предприятии российского "СИБУРа" и китайской Sinopec будут использованы наши комплексные решения в области электрораспределения и автоматизации. Эти технологии базируются на принципах устойчивого развития и включают цифровизацию производства.
Специально для компаний, которые серьезно занимаются вопросами устойчивого развития, мы учредили премию "Зеленый свет". Ее будем вручать за лучшие корпоративные решения в области устойчивого развития и энергоэффективности. Этот проект направлен на продвижение ESG-повестки, привлечение внимания бизнеса к данной сфере, развитие программ декарбонизации и снижения углеродоёмкости, а также на трансформацию сознания общества для перехода к ответственному, "зеленому" образу жизни.
До конца октября этого года мы принимаем заявки на участие по 5 номинациям в области ESG. Победители будут определены в конце ноября по таким критериям, как результаты реализации программ устойчивого развития, участие в ESG-рейтингах, степень внедрения энергоэффективных решений, реализация программ декарбонизации и снижение углеродоёмкости.
- Schneider Electric объявила о долгосрочных обязательствах, направленных на достижение конкретных целей УР к 2025 году. При этом региональные представительства могут самостоятельно сформулировать три локальных обязательства. Каковы эти обязательства в отношении России?
- Хотел бы пояснить, что речь идет о программе Schneider Sustainability Impact. Это наши глобальные обязательства и наш отчет, который строится в полном соответствии с целями устойчивого развития (ЦУР) ООН. В новой программе Schneider Sustainability Impact2021-2025 содержится 6 долгосрочных обязательств и 12 целей, одна из которых предполагает локальные обязательства – каждая страна ставит их себе, исходя из местных реалий. На первый план в России вышла инициатива по поддержке профподготовки молодежи, прежде всего из малообеспеченных семей. Речь идет о получении профессии электромонтажника, которая, к слову, становится все более востребованной, и хороший электрик сейчас неплохо зарабатывает. Вторая цель – просвещение и развитие "зеленого мышления", мы реализуем ее благодаря нашему сообществу эковолонтеров Green Team. Третий локальный проект – премия "Зеленый свет", о которой мы уже говорили. Хочу также подчеркнуть, что мы не пытаемся своей образовательной деятельностью заменить учебные заведения. На самом деле мы стремимся наращивать сотрудничество с вузами и колледжами России.
- Можно ли выделить самые яркие проекты с учебными заведениями?
- В апреле в рамках Innovation Summit Moscow Schneider Electric подписала соглашение с Московским энергетическим институтом – опорным вузом отрасли. Оно, в частности, предусматривает НИОКР с целью развития экологичной продуктовой линейки Schneider Electric. Уральскому федеральному университету мы передали зарядную станцию EVlink для электромобилей. Она специально разработана для городской среды и будет установлена на территории университета. Мы также активно сотрудничаем с московским Колледжем современных технологий, Колледжем нефтехимии и нефтепереработки им. Н.В. Лемаева, Санкт-Петербургским горным университетом, Казанским государственным энергетическим университетом и многими другими вузами по всей России.
Отдельно отмечу проект с благотворительным фондом "Волонтеры в помощь детям-сиротам" - фонд курирует школы-интернаты, организует образовательные мероприятия с целью профориентации детей-сирот. Schneider Electric в конце прошлого года при партнерстве с фондом передала в одну из школ-интернатов Тульской области учебный стенд по электротехнике и стала инициатором учебной программы "Умное электричество". Подопечные интернатов – специфическая аудитория. У них зачастую нет осознания важности даже начального образования, потому что основополагающие человеческие понятия не были сформированы родителями. Поэтому наш вклад здесь – это не только содействие обучению, но и формирование у ребят цепочки ценности "начальная школа – последующее освоение специальности в колледже, вузе – повышение шансов на трудоустройство".
- Будет ли в России, по вашей оценке, массовый спрос на электромобили? Есть ли сейчас активный спрос на инновации вообще?
- Мы здесь, чтобы удовлетворять спрос на электричество. В том числе, и на инновационные технологии, связанные с его доставкой. Да, конечно, спрос на них есть, и он только растет. Что касается электромобилей, то пока это нишевая тематика для России, но она также начинает активно развиваться. В России мы позже выходим с развитием инфраструктуры для электромобилей, но, тем не менее, этот тренд очевиден, и от него никуда не деться. На Дальнем Востоке, например, уже очень большое количество китайских и японских электрических авто, в европейской части этот процесс также начался. Мы производим автомобильные электрозарядки для домов и коммерческого использования в торговых центрах, гостиницах, наши зарядные станции установлены в Москва-Сити, ЖК "Дом Наркомфина", ТУ Щелково. Jaguar для своей марки I-Pace разработал c нашим участием зарядную инфраструктуру и специальное решение для упрощения их установки и обслуживания – JLR Service Desk. Безусловно, с господдержкой тренд на использование электромобилей начнет расти гораздо быстрее, как об этом свидетельствует опыт всего мира.
Обсудить
Рекомендуем