ЖУКОВСКИЙ (Московская обл.), 20 июл — РИА Новости, Андрей Коц. Почти 200 тысяч квадратных метров выставочных площадок, сотни экспонатов, участники из более чем 30 стран мира — в подмосковном Жуковском во вторник стартовал юбилейный XV Международный авиакосмический салон (МАКС-2021). О его главных новинках — в репортаже РИА Новости.
"Невидимка" под чехлом
Первое, что бросается в глаза на входе, — армия вооруженных смартфонами волонтеров, тщательно проверяющих у гостей и участников QR-коды о вакцинации. Пропустят и с ПЦР-тестом, сделанным в течение последних 48 часов.
И хотя первые дни форума традиционно посвящены деловой программе, в очереди много посетителей с детьми. Люди приезжают на аэродром целыми семьями и большими компаниями. А посмотреть здесь есть на что. На статической экспозиции представлены практически все типы боевой техники, стоящей на вооружении ВКС России, а также множество машин гражданской авиации.
Посетитель фотографирует кабину российского разведывательно-ударного вертолета Ка-52 на XV Международном авиационно-космическом салоне, МАКС-2021
Пожалуй, главная интрига юбилейного авиасалона — однодвигательный самолет пятого поколения от компании "Сухой". Фото зачехленной полноразмерной модели появились в Сети за несколько дней до форума и вызвали бурные дискуссии в околоавиационной среде. Первым машину осмотрел президент Владимир Путин, а чуть позже провели презентацию для остальных посетителей.
В конструкции перспективного ЛТС (легкого тактического самолета) широко применили технические решения для снижения радиолокационной заметности. В частности — радиопоглощающее покрытие фюзеляжа, кили широко разнесены, вооружение — во внутренних отсеках.
Прототип нового легкого многоцелевого однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate
Известно, что взлетная масса рабочего прототипа — не более 18 тонн, а скорость превысит два Маха. Как рассказал директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, у самолета прорывные характеристики: высокие летные качества, широкие ударные и разведывательные возможности, новейший комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Первый полет ожидается к 2023-му.
Макеты и демонстраторы
РСК "МиГ" поделилась собственным видением самолетов будущего.
На стенде выставили сразу три модели — легкий истребитель, внешне напоминающий гибрид американских F-16 и F-35, разведывательно-ударный беспилотник, выполненный по схеме "летающее крыло" с хвостовым оперением, как у турецкого "Байрактара", а также перспективный палубный истребитель, похожий одновременно на МиГ-31 и проект самолета пятого поколения МиГ-1.44.
Модель перспективного разведывательно-ударного БПЛА на стенде РСК "МиГ"
Впрочем, по словам представителей РСК "МиГ", это лишь приблизительные макеты. Облик перспективных машин может измениться.
Еще одна громкая премьера — у специалистов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), представивших модель демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета "Стриж".
Как рассказал РИА Новости начальник управления реализации проектов ЦАГИ Андрей Кажан, за счет компоновки у машины низкий уровень звукового удара, что выгодно отличает ее от сверхзвуковых авиалайнеров первого поколения Ту-144 и "Конкорд".
Модель демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета "Стриж"
Проще говоря, самолет получится очень тихим и сможет без проблем использоваться в гражданских аэропортах. Кроме того — высокие аэродинамические характеристики, высокая устойчивость и управляемость на всех режимах полета.
Два фаворита
Особый интерес у гостей вызвал новейший российский среднемагистральный самолет МС-21-310 — возле лайнера быстро собралась внушительная толпа. Он совершил первый полет в декабре 2020-го и на МАКС выставляется впервые.
Пассажирские самолеты МС-21-310 и МС-21-300 на Международном авиационно-космическом салоне — 2021
Его особенность — двигатель ПД-14, первый за 30 лет, построенный с нуля для гражданского самолета в России. МС-21 должен потеснить на внутреннем рынке авиаперевозок "Боинги" и "Эйрбасы". Как сообщил на открытии салона Владимир Путин, эта машина выйдет на трассу уже очень скоро.
Кроме того, на МАКС-2021 дебютировал турбовинтовой ближнемагистральный самолет Ил-114-300, спроектированный еще в СССР. На авиасалоне представили его осовремененную версию. Предполагается, что эта машина заменит Ан-24 и Ту-134.
Пассажирский самолет МС-21-300 на МАКС-2021
Ил-114-300 крайне неприхотлив и надежен. Способен действовать в арктических широтах и идеально подходит для слабо оборудованных в техническом плане аэродромов. Примечательно, что и Ил-114-300, и МС-21-310 — "рабочие" машины, они не только выставлены на статической экспозиции, но и примут участие в летной программе авиасалона.
Штурмовые дроны
Также в этом году на МАКС необычайно много беспилотной авиации. Одних только дронов — десятки, как от российских, так и от зарубежных производителей. В частности, впервые показали разведывательно-ударную версию БПЛА "Орион-Э" от компании "Кронштадт" вместе со штатными средствами авиационного поражения — противотанковой управляемой ракетой "Вихрь-М" (которой вооружены вертолеты Ка-52), а также осколочно-фугасными авиабомбами ОФАБ-100-120.
Разведывательно-ударный БПЛА "Орион-Э"
"Важная особенность этой модели — спутниковая система связи, — объяснил РИА Новости один из технических специалистов компании "Кронштадт". — Дроном можно управлять буквально с другого конца Земли. Это экспортный вариант, для российских военных есть "Иноходец".
По словам разработчиков, дрон в первую очередь предназначен для уничтожения малоразмерных наземных целей, воздушной разведки, аэрофотосъемки, выдачи целеуказания для артиллерии и союзной авиации. Он ничем не уступает американским БПЛА MQ-1C и турецким Anka.
Модель перспективного разведывательно-ударного БПЛА на стенде РСК "МиГ"
"Летающий автомобиль"
Хватает новинок и в малой авиации. Так, компания "Авиапроект" представила легкий многоцелевой вертолет АП-55, рассчитанный на пять человек. У этой машины соосная схема расположения несущих винтов — как у вертолетов КБ "Камова".
А "Научно-инженерная компания" впервые привезла на МАКС сверхлегкий двухместный самолет "Сигма-7", или, как называют его сами разработчики, "летающий автомобиль".
Сверхлегкий пассажирский самолет "Сигма-7"
Малые габариты, кабина вертолетного типа, толкающий винт. "Крылья складываются вбок, — говорит начальник инженерной службы ООО "НИК" Василий Петручик. — Это позволяет перевозить "Сигму-7" в стандартном шестиметровом контейнере. Самолет со сложенными крыльями может передвигаться по дорогам общего пользования и даже заезжать на автозаправки. Бензин — Аи-95".
Основное назначение "Сигмы-7" — обучение пилотов, туризм, аэрофотосъемка, мониторинг лесных пожаров. Дальность полета — до 1200 километров. Разбег при взлете не превышает 100 метров, благодаря чему в экстренной ситуации аппарат можно посадить хоть на автотрассу.
Посетители у авиационного двигателя АЛ-31Ф стенда Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) на Международном авиационно-космическом салоне