Пролив Босфор. Справка

Читать на сайте Ria.ru
Босфор (Bosphorus) – пролив между Европой и Малой Азией, соединяет Черное море с Мраморным.
В паре с Дарданеллами соединяет Черное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. Босфор является частью внутриевразийской границы и самым узким межконтинентальным проливом в мире.
На обеих сторонах пролива расположен турецкий город Стамбул.
Длина пролива составляет около 30 километров. Максимальная ширина пролива - 3700 метров на севере, минимальная ширина – 700 метров. Глубина фарватера составляет от 33 до 80 метров.
Название, которое означает "бычачий брод", пролив, согласно древнегреческому мифу, получил от того, что в этом месте возлюбленная Зевса Ио переплыла море, приняв вид коровы. Когда впоследствии многие проливы получили то же название, этот был назван Фракийским.
Предполагается, что Босфор образовался 5-7,5 тысяч лет назад.
Прежде уровень Черного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоемах резко повысился. Мощный поток воды за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое - об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.
Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII веков до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.
При Византийской империи (IV-XV века), а после ее падения - во времена Османской империи пролив Босфор оставался внутренним делом этих государств.
После окончания Первой мировой войны, согласно Севрскому мирному договору 1920 года, Босфор был объявлен демилитаризованной зоной под контролем Лиги Наций.
В настоящее время действует договор о режиме турецких проливов (Конвенция Монтре), подписанный в 1936 году, согласно которому Босфор является международной судоходной зоной.
Сегодня с точки зрения современного международного права Босфор является "открытым морем": торговые суда всех стран обладают свободой прохода через пролив как в мирное, так и в военное время, но Турция сохранила за собой право ограничивать передвижение по проливу судов нечерноморских стран.
Проход пролива Босфор связан со значительными трудностями. Фарватер, которым идут суда, извилист, имеет S-образную конфигурацию, повторяет извилистую линию побережья.
Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.
Берега пролива соединяют три моста и два тоннеля: автомобильно-железнодорожный мост Султана Селима Грозного, автомобильный мост Султана Мехмеда Фатиха, автомобильный Босфорский мост, железнодорожный тоннель "Мармарай", автомобильный тоннель "Евразия".
Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до шести узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период.
Обсудить
Рекомендуем