Парфюмерная революция свершилась пятого мая 1921 года, когда Эрнест Бо создал для Коко Шанель аромат под названием № 5. Почему именно пять? Возможно, потому, что из десяти вариантов Габриэль выбрала пятый. Или потому, что это была ее любимая цифра.
Коко не любила в духах цветочные ноты, которые превращали их владелицу в этакую благоухающую клумбу, и попросила попросила "искусственный аромат, который пахнет Женщиной", под искусственным подразумевая принципиально новый.
Чтобы выполнить пожелание заказчицы, парфюмер обратился к синтетическим запахам — альдегидам. Но что они должны были выражать? В годы Первой мировой Бо служил в Заполярье и навсегда запомнил особую свежесть, которую излучают местные озера летним днем. Ее-то он и задался целью передать.
Новаторским оказалось не только содержимое, но и сам флакон №5. Если прежде фабриканты соревновались в необычности и избыточности форм, то Габриель предложила аскетичный параллелепипед.
Бытует версия, что идею ей подсказал пузырек из-под снотворного из Воронцовской аптеки. "Вот то, что мне нужно, — главное, что тут нет никаких амурчиков и декоративных цветочков!" — обрадовалась Шанель.
Когда парфюм был готов, Габриель не спешила выставлять его на полки бутика, а подарила флаконы подругам. Так что к моменту, когда духи наконец появились в продаже, их окружала тайна и сопровождали слухи. Успех новинке был обеспечен.
В 1954 году журналист спросил у Мэрилин Монро, что она надевает на ночь. Ответ — "несколько капель Chanel Nº 5" — стал слоганом рекламной кампании.
Покорением мира аромат не в последнюю очередь обязан американским солдатам, которые в середине 1940-х стремились сделать модные подарки женам и подругам из освобожденного Парижа.
После Монро представлять Chanel № 5 было страшно, но очень почетно. Модель и актриса Сьюзи Паркер оказалась не из пугливых и приняла вызов. Еще бы, в 1950-е она была иконой стиля.
Несравненная Катрин Денев появилась в рекламе Chanel Nº 5 в трудные для модного дома времена, когда продажи парфюма упали, и вернула аромату статус изысканного и шикарного аксессуара.
С тех пор аромат-легенда прочно связан с самыми яркими звездами своего времени. В 1980-е лицом Nº 5 стала "девушка Бонда" Кароль Буке. Она рекламировала парфюм дольше всех — 15 лет.
В середине 1980-х серию полотен посвятил аромату Энди Уорхол, обожавший парфюмерию. Эти шелкографии входят в число самых редких работ художника и дополнительно подпитывают культ Chanel Nº 5.
В начале 2000-х во вселенной Chanel ярко засверкала звезда Николь Кидман. Мини-фильм с ней получился поистине шикарным и оказался самым дорогим в истории компании. Поговаривают, что он обошелся модному дому в 42 миллиона долларов.
Секрет Chanel Nº 5 не разгадан по сей день. Парфюм-хамелеон бросает вызов юным и взрослым, романтичным и прагматичным, звездам и их поклонникам.
В 2009-м лицом парфюма вновь стала француженка. Кажется, Одри Тоту, сыгравшая тогда главную роль в фильме "Коко до Шанель", не могла не появиться и в рекламе главного аромата великой Габриэль.
В 2012 году дом Chanel встряхнул модный мир, доверив представлять аромат Брэду Питту. Культовый парфюм впервые в истории бренда начал ассоциироваться с мужчиной.
Chanel Nº 5 сегодня — самый продаваемый аромат в мире. По легенде, каждые полминуты кто-нибудь где-нибудь покупает заветный флакон.
Все новое и новое поколение актрис и супермоделей знакомит сверстниц и почитательниц с легендарным № 5. В 2014-м почетная роль досталась Жизель Бюндхен.
В 2016 году компания пригласила к сотрудничеству 17-летнюю Лили-Роуз Депп, дочь Ванессы Паради и Джонни Деппа. Начинающая актриса стала символом облегченной версии Chanel №5.
К столетию № 5 дом Chanel открыл новую главу вместе с оскароносной Марион Котийяр, которая не скрывает трепетного отношения к этой работе. "Трудно описать мечту, ставшую реальностью", — говорит она. История самого известного в мире аромата продолжается.