МОСКВА, 25 фев — РИА Новости. Чрезмерное использование экранных гаджетов может привести к задержкам в развитии речи, внимания, памяти и мышления школьников. К таким выводам пришли ученые Московского городского педагогического университета (МГПУ) совместно с российскими коллегами в ходе исследования влияния цифровой среды на психическое развитие детей. Результаты опубликованы в сборнике "UniverCity: Города и Университеты".
Сегодня большая часть отечественных и зарубежных исследований, как отметили авторы, посвящена изучению влияния цифровой среды лишь на отдельные стороны психического развития. На основе таких разрозненных данных составить "целостную картину" довольно трудно.
Ученые МГПУ вместе с российскими коллегами провели комплексное исследование влияния технотронно-цифровой среды и ее отдельных факторов на детерминацию (прим. ред — причинно-следственная зависимость чего-либо от чего-либо) ключевых направлений психического развития школьников в целом.
«
"Самые большие риски для развития детей связаны с экранными гаджетами, которые используются для развлекательных целей. Чем раньше ребенок начинает пользоваться цифровыми устройствами, тем тяжелее могут быть последствия для развития высших психических функций: задержки в развитии речи, внимания, памяти и мышления. Особенно сильно это начинает сказываться в школьные годы на способности и готовности к обучению, к саморазвитию, а также к творческой деятельности", — прокомментировал руководитель исследовательского проекта, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Сергей Степанов.
Как отметил профессор, если гаджеты использовать умеренно и с учетом норм СанПиНа для развивающих и обучающих целей, то можно рассчитывать на положительную динамику становления высших психических функций у подрастающего поколения.
Однако результаты исследования показали, что большинство школьников пользуются гаджетами для развлечения: почти 60% родителей указали, что их дети используют электронные устройства для досуга, а лишь 40% — для обучения и расширения кругозора. Также почти 70% родителей не препятствует просмотру телевизора, 60% не ограничивает детей в использовании игровой приставки. Вместе с тем норму пользования смартфоном устанавливает 66% взрослых, компьютером — 57% и планшетом — 47%, рассказали ученые.
Для снижения негативных эффектов цифровизации школьникам необходимо развивать интеллектуальные и креативные способности, что пока делается за счет дополнительного образования, рассказали ученые. По их мнению, и школьному образованию не помешало бы нарастить креативную направленность, которой сейчас на уроках явно не хватает.
"Благодаря многолетним исследованиям и проектам в образовании мне вместе с моими учениками удалось разработать специальные рефлексивно-сотворческие технологии, которые позволяют весьма эффективно осуществлять развитие интеллектуального и творческого потенциала, как детей, так и взрослых. И в контексте идей педагогики сотворчества, которые были внедрены в ряде регионов, именно развивающее и креативное взаимодействие взрослых и детей обеспечивает наибольший образовательных эффект, способствующий снижению рисков цифровизации", — отметил Степанов.
По мнению ученых МГПУ, также перспективным способом предотвращения негативного воздействия экранных технологий на школьников будет применение искусственного интеллекта и Big Data в образовательных целях.
"Динамика самого процесса учения каждого конкретного ребенка с его затруднениями и недопониманиями в условиях массовой школы обычно остается за рамками внимания учителя, когда он ведет уроки в классе, где больше 15 детей. А поскольку в обычных классах учится практически в два раза больше детей, то здесь возможность цифровизации "учебных усилий" каждого ребенка, их накопление в Big Data ресурсах и обработка с помощью технологий ИИ могла бы оказаться целесообразной и эффективной поддержкой как для учителя, так и для ученика", — пояснил профессор.
Сейчас ученые МГПУ совместно с Институтом психологии РАН разрабатывают технологии на основе идеи "Цифрового ангела" (персонального ИИ), которые помогут учителю обеспечить каждому ребенку оптимальную образовательную траекторию его развития.
В исследовании также приняли участие Институт психологии РАН, МПГУ, МГППУ, школы Москвы, Подмосковья и Брянска. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 18-013-00915 А).