МОСКВА, 30 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Американцы стремительно теряют Арктику. К такому неутешительному для США выводу пришли члены комитета по вооруженным силам сената Роджер Уикер и Дэн Салливан. По мнению сенаторов, стране остро не хватает ледоколов, способных действовать на Северном полюсе и Россия находится в куда более выигрышном положении. О ледоколах и их роли в продвижении интересов крупнейших государств — в материале РИА Новости.
Одинокий ледокол
Уикер и Салливан констатируют: Москва располагает крупнейшим в мире ледокольным флотом, насчитывающим 40 судов. Для сравнения: у Береговой охраны США всего два ледокола — PolarStar и Healy, причем второй ремонтируется после пожара на борту. Одного исправного ледокола для экономической и военной сверхдержавы явно недостаточно. А ведь контроль над Арктикой открывает доступ к богатым природным ресурсам и позволяет обеспечивать постоянное военное присутствие на севере Евразии.
Ледокол Polar Star
Эксперты напомнили, что этим летом ВМФ России провел крупнейшие со времен холодной войны учения неподалеку от берегов Аляски. Кроме того, Москва в последние годы восстановила около 50 военных объектов в Арктике, заброшенных после распада Советского Союза. Там снова разместили войска и вооружения. Китай, в свою очередь, строит два корабля ледового класса и не скрывает, что рассматривает регион в качестве экономического "Полярного шелкового пути". На арктическом празднике жизни американцы явно выглядят бедными родственниками.
Еще в июне президент Дональд Трамп сообщил о необходимости создать многочисленный флот ледоколов. Американские власти запустили программу по строительству шести новых кораблей, включая суда тяжелого класса, которые не закладывались в стране 40 лет. Конгресс уже профинансировал головной ледокол — он должен выйти на морские испытания к 2024-му. В свою очередь, командование Береговой охраны запросило средства на второй корабль.
А пока, сообщают сенаторы, придется продлевать срок службы Polar Star как минимум до 2023-го. Учитывая, что судно фактически выработало ресурс еще в начале века, задача обеспечить доминирование США в Арктике ему явно не по зубам.
Ледовая армада
Россия никогда не прекращала строительство судов ледового класса. Так, 21 октября в эксплуатацию ввели головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика". Корабль, оборудованный двумя энергетическими установками с реакторами РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 мегаватт каждый, преодолевает лед толщиной 2,8 метра со скоростью полтора-два узла. Может работать как в океане, так и в руслах рек. "Атомфлот" рассчитывает получить еще четыре судна проекта — "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка". Первые два, как ожидается, введут в эксплуатацию в 2021-м и 2022-м соответственно.
Прибытие атомного ледокола "Арктика" в порт Мурманска
"Спуск на воду ледокола "Арктика" — это не просто событие, когда создается очень крупное судно, причем оригинальное, на отечественных верфях, без западных технологий и составляющих, — сообщил в эфире радио Sputnik директор Центра военно-политических исследований Алексей Подберезкин. — Главное — политическое значение. Серия новых ледоколов будет построена в ближайшие годы, и Россия сможет контролировать ситуацию по Северному морскому пути не только на глубоководных участках, но и, что гораздо важнее, на мелководных. Теперь мы можем обеспечить транспортный коридор из Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, причем круглогодично".
Именно атомные ледоколы — залог успеха любого военного и гражданского строительства в регионе. Помимо "Арктики", у России имеются два судна с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил ("Ямал", "50 лет Победы"), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил ("Таймыр", "Вайгач"), атомный лихтеровоз "Севморпуть" с реакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил и пять судов технологического обслуживания. Ледокол "Советский Союз" находится в эксплуатационном резерве. Весьма внушительная арктическая флотилия, и это даже без учета дизель-электрических судов.
К последним относится, например, суперсовременный "Илья Муромец", вошедший в состав Северного флота в 2017-м. Он способен работать в сплошном ледовом поле толщиной до метра. Помимо выполнения основной функции — проводки кораблей через арктические воды, судно доставляет грузы для арктической группировки войск. Проект предусматривает и монтаж бортового вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически ледокол можно превратить в ударный боевой корабль — достаточно лишь оснастить его противокорабельными ракетами.
Лидировали всегда
Россия всегда опережала другие страны в строительстве кораблей ледового класса. Первым ледоколом современного типа стал спасательный винтовой буксир "Пайлот", введенный в эксплуатацию в 1864-м. Специальная носовая часть позволяла ему наползать на лед и ломать его собственным весом. Эта конструкция получила международное признание. Зимой 1871-го германское правительство приобрело у России чертежи ледокола, чтобы расчистить акваторию Гамбургского порта и Эльбу ото льда, так как экстремально низкие температуры полностью сковали торговлю в регионе. Потом примеру немцев последовали предприниматели из Дании, Швеции и США.
Участники ежегодной образовательной акции по проверке грамотности "Тотальный диктант — 2018" возле ледокола "Ленин" в Мурманске
Первый в мире атомный ледокол также построили в СССР — его назвали "Ленин". Атомоход передали Министерству морского флота в 1959-м. Этот гигант существенно продлил навигацию в северных широтах. Только за первые шесть лет эксплуатации "Ленин" прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. В 1989-м ледокол поставили на вечную стоянку в Мурманске, он включен в единый реестр памятников культурного наследия федерального значения.
Россия — единственная страна, эксплуатирующая ледокол-лихтеровоз. "Севморпуть" водоизмещением 61,88 тысячи тонн — крупнейший в мире транспортный корабль, эксплуатируется с 1988-го. Способен самостоятельно пробиваться через лед толщиной до метра. На сегодняшний день это единственное действующее грузовое судно с атомной силовой установкой.