Снова на самоизоляцию: насколько подорожают покупки в интернете

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 8 окт — РИА Новости, Ирина Бадмаева. С начала пандемии россияне активно покупают в интернете. По разным оценкам, самоизоляция принесла электронной коммерции 15-17 миллионов новых клиентов. И это далеко не предел. Однако удобный сервис может подорожать. РИА Новости разбиралось, как привычка приобретать товары в Сети отразится на экономике страны.

От повышения комиссии до возвращения кешбэка

Банки пошли на повышение: с 1 октября комиссия для интернет-магазинов за оплату товаров дебетовыми и кредитными картами увеличилась. Тарифы вернулись к докризисному уровню — в среднем 1,2-2,2 процента от стоимости покупки. А порой и все 3,5.
С 15 апреля по 30 сентября действовало ограничение Банка России — один процент. Регулятор вмешался в электронную коммерцию из-за пандемии — в рамках поддержки наиболее уязвимых отраслей экономики. Льгота распространялась на интернет-магазины, торгующие продуктами питания, лекарствами, товарами повседневного спроса. Продавцы бытовой техники и электроники могли рассчитывать на сниженный тариф, если сумма чека не превышала 20 тысяч рублей.
Теперь, когда льгот нет, онлайн-магазинам придется переложить часть дополнительных издержек на потребителей, предупреждают аналитики.
"Вряд ли подорожание будет существенным", — полагает экономист информационно-аналитического центра "ТелеТрейд" Петр Пушкарев.
Но не стоит забывать, что доходы потребителей ощутимо сократились, добавляет он.
Покупка в интернете
Банки, повысившие комиссию для интернет-магазинов, смогут развивать за счет этого систему кешбэка, скидок и прочих бонусов по своим картам. В условиях эпидемии некоторые кредитные организации временно ограничили такие программы. "В итоге увеличение цен у продавцов в какой-то мере будет компенсировано", — отмечает Петр Пушкарев.

Пандемия как катализатор онлайн-торговли

Удобство онлайн-шопинга в период самоизоляции оценили многие, в том числе те, кто раньше ни разу не совершал покупки в Сети. Как объясняют психологи, доставка товаров первой необходимости стала своеобразным каналом связи с внешним миром. Подсчитали, что аудитория онлайн-сервисов увеличилась на 15-17 миллионов человек (до эпидемии было 60-65 миллионов).
Развитие интернет-торговли — один из главных трендов года. Практически все крупнейшие ретейлеры существенно нарастили онлайн-продажи.
Например, Wildberries во втором квартале получила в Сети новых клиентов в три раза больше прошлогоднего показателя. "У нас сейчас около 34 миллионов зарегистрированных пользователей", — сообщили в пресс-службе компании. Потребовалось срочно нанять несколько тысяч курьеров и сотрудников распределительных центров, IT-специалистов.
"В период карантина наибольшие темпы роста показала домашняя одежда: продажи пижам, халатов и обуви увеличились в первой половине мая в семь раз", — сказали в пресс-службе Ozon.
Любопытно, что женщины стали еще больше уделять внимание внешнему виду и потратили на косметику в три раза больше, чем обычно. Мужчины решили заняться обустройством дома: расходы на ремонт подскочили в четыре с половиной раза.
Открытие офлайн-точек после долгого перерыва восприняли с радостью, но спрос в Сети не упал. "В июле каждый четвертый "новичок", пришедший в апреле — мае, вернулся за покупкой, а каждый седьмой — сделал за июнь — июль два заказа или больше", — пояснили в Ozon.
Автомобиль интернет магазина OZON на улице Москвы
Скорее всего, россияне от этой привычки уже не откажутся, говорит председатель правления КПК "Обновление" Михаил Дорофеев. "По прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в текущем году интернет-продажи достигнут рекордных 2933 миллиардов рублей — против 2032 миллиардов в 2019-м. То есть увеличатся более чем на 60 процентов", — добавляет он.
В результате доля интернет-торговли в России увеличится на 13,8 процента, практически догнав по этому показателю США (13,9).
"В целом переход на онлайн-продажи позитивно скажется на экономике. Это ускорит оборот товаров и денег", — отмечает Петр Пушкарев. Помимо этого, снижаются накладные расходы у продавцов и затраты времени у покупателей.

Розничная торговля пошла на спад

Розничная торговля, напротив, испытывает трудности. "В момент пикового падения в апреле оборот сократился на 23,4 процента в целом по отрасли, по непродовольственным товарам — до 36,7 в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом 2019 года", — указали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ретейлеров страны.
По данным Росстата, общее отставание розничной торговли за восемь месяцев этого года от аналогичного периода прошлого — 2,7 процента.
На отрасль легла и дополнительная нагрузка: закупка масок, перчаток, санитайзеров. Плюс ежедневная дезинфекция помещений.
"Восстанавливаться придется еще достаточно долго, и повторные ограничения ухудшат ситуацию", — предупредили в пресс-службе АКОРТ.
Впрочем, при любом развитии событий фуд-ретейл продолжит работать. Предсказать финансовые результаты сложно. Все зависит от возможных ограничений и использования тех же онлайн-каналов с доставкой на дом.
Обсудить
Рекомендуем