"Все напуганы". Почему в аптеках растут цены и что там вообще происходит

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Мария Марикян. Они сами шьют марлевые повязки, заказывают в интернет-магазинах одноразовые перчатки, каждые три часа убирают помещение — рабочий день провизоров в условиях пандемии коронавируса несколько изменился и пополнился новыми обязанностями. Пока большинство москвичей самоизолировались, аптеки работают в обычном режиме. Как сотрудники обслуживают покупателей и что пользуется сейчас наибольшим спросом - в репортаже РИА Новости.

"Займите очередь на улице"

"Девушка, вы куда? Выйдите на улицу", — останавливает меня провизор на входе в одну из сетевых аптек Левобережного района Москвы.
На первый взгляд аптека полупустая: вижу только фармацевта и двух покупателей у кассы. Дистанцию в полтора метра соблюдают. Но считается, что помещение "забито под завязку", поэтому людей просят подождать снаружи — тоже с дистанцией.
"Масок нет, спиртосодержащих жидкостей нет, глицерина нет… Что за безобразие", — ворчит мужчина средних лет. Фармацевт разводит руками и не успевает ответить — недовольный покупатель разворачивается и покидает аптеку, громко хлопнув дверью.
Очередь двигается вперед. Посетителей немного, в основном пенсионеры. "Пока ноги носят, лучше ходить самому. Сидеть в маленькой квартире, слоняться из угла в угол… Несерьезно все это, не могу так! — жалуется пожилой мужчина. — Мне уж восьмой десяток пошел. А я до сих пор, между прочим, работаю в Метрострое. У нас только часть сотрудников на удаленке. Меня вот отправили на больничный: положено по возрасту в нынешней ситуации. Удаленно на заводе особо-то не поработаешь!"
Все о работе общественного транспорта в период эпидемии
У него на лице аккуратная марлевая повязка. Объясняет, что шьют их вместе с женой. "Маски у нас хорошие, шестислойные. Уж точно надежнее одноразовых, которых к тому же нигде не найти".
В разговор вклинивается пожилая женщина — тоже занимает очередь. "Ерунда все это — ваши маски! Главное, чтобы под рукой были дезинфицирующие средства! Вот их как раз не сыскать. Все рядом с домом обошла, сил нет. Мне внучка по интернету заказала несколько флаконов. Но они уже заканчиваются. А теперь говорит, что и в онлайн-магазинах их больше нет, — сетует она. — У меня с собой вот одно есть. Хотите, покажу?"
Пенсионерка достает из сумки бутыль с содранной этикеткой. "Название и не вспомню. Но хорошее средство. Руки могу обрабатывать, ручку от сумки, когда по магазинам хожу. Ну и обувь. У меня кот есть, не хочу принести заразу домой, — продолжает собеседница. — А в аптеку пришла за антисептиком. Вдруг сегодня повезет".
Моя очередь. Задаю провизору вопрос, набивший оскомину всем сотрудникам аптек. "Антисептиков нет. И масок, если что, тоже. Шейте сами, как мы", — пожимает плечами провизор, поправляя спадающую с лица марлевую повязку.
Подробно расспросить фармацевта о том, что нового привнес в их работу режим самоизоляции, не выходит. "Поинтересуйтесь у руководства. На беседы времени нет. Вон, обернитесь — за вами целая очередь выстроилась".
Впрочем, некоторые изменения видны и так. Провизор, помимо того что в защитной повязке и одноразовых перчатках, во время разговора с посетителями прыскает перед собой антисептиком. Если так встречать и провожать каждого, одним стомиллилитровым спреем в день явно не обойдешься.
"Преступники сидят по домам": как пандемия отразилась на работе полиции

"Боюсь приходить домой"

Захожу в соседнюю фармацевтическую точку. Здесь провизор более разговорчивая.
"Когда только начиналась эпидемия, все сметали с полок. Сейчас ажиотаж спал, видимо, основательно закупились. А может, уехали из города или деньги закончились".
По ее словам, маски не поступали давно — у поставщиков их просто нет. "Антисептики еще завозят. Правда, по бешеным ценам. Сто миллилитров — 400 рублей. Раньше такой меньше ста стоил. Но и по 400 с радостью берут".
Аптекарь раскладывает поступивший товар по витринам. "Цены за день могут несколько раз меняться, — вздыхает она. — Например, на упаковке ценник — 500 рублей. Сканируешь у кассы по коду — уже под тысячу. Перед покупателями неудобно. Если бабушка просто молча уйдет, то те, кто помоложе, не преминут высказать в лицо все, что думают. А что мне делать? Я их не осуждаю: конечно, стоимость должна совпадать с той, что на упаковке. Теперь отдельно за этим следим — чтобы вовремя менять ценники".
Провизор признается: работа у нее нынче беспокойная. "К нам зачастили гастарбайтеры. Скупают "Терафлю" — жаропонижающее. Зачем он им, болеют ли — непонятно. Разумеется, я опасаюсь заразиться, ведь у меня дома семидесятилетние родители".
Фармацевт делится наблюдениями: люди сейчас как никогда задумываются о профилактике. "Лекарства от коронавируса нет, но есть общеукрепляющие препараты. Пользуются большим спросом. Вот прямо у кассы мы выставили "Ингарон". Не для рекламы — сами сидим на нем. Его многим выписывают для профилактики. Есть более бюджетные варианты — к примеру, мазь "Виферон". А вот дешевую оксолиновую мазь не рекомендую: не помогает".

"Все подорожало"

В третьей аптеке провизор рассказывает, как покупатели смели запасы парацетамола — после информации о том, что он якобы лечит от COVID-19. "Цены почти на весь ассортимент подскочили примерно на десять процентов. В первую очередь это коснулось противопростудных, противовирусных средств и иммуномодуляторов", — объясняет фармацевт Юлия.
Она говорит, что посетителей теперь поменьше — процентов на двадцать. "Люди приходят за определенными препаратами, назначенными врачом. Можно сказать, ситуация немного стабилизировалась. Раньше мы заказывали товар, а он появлялся через два-три дня. Были перебои. Что сейчас в дефиците, помимо масок? Спиртовые салфетки, антисептики. Хлоргексидин тоже очень быстро раскупают. Предлагаем вместо него мирамистин, но он дороже — не все могут позволить себе. Но наше руководство очень старается, чтобы покупатели всегда могли найти все необходимое".
Работа аптеки в одном из российских городов
Беседу прерывает звонок — это Елена, коллега Юлии из Химок. Она по громкой связи рассказывает, как обстоят дела в Московской области. "Люди очень раздражаются, когда видят, что повысились цены. Но аптеки здесь при чем? Это инициатива поставщиков. Раньше ртутный термометр стоил 60 рублей, теперь — 350. А выслушивать приходится все нам, поскольку именно мы работаем с конечным потребителем".
Заказы, как и прежде, провизоры формируют под потребности. "Если говорить про антисептики, то раньше заказывали на месяц столько, сколько сейчас уходит за день. Складывается впечатление, будто люди думают, что чем больше денег они оставят в аптеках, тем лучше, — недоумевает Елена. — Если же не зацикливаться на "дефицитных товарах", все остальное — как прежде. Не могу сказать, что в работе что-то сильно поменялось. Ну, заведующих перевели на удаленку. А так — штатный режим".

"Резерва нет"

Следующий пункт назначения — одна из социальных аптечных сетей. Знакомлюсь у входа с пенсионеркой Лялей К. В руках — авоська, за спиной — рюкзак. "Я живу на Петрозаводской улице. Приехала на Смольную, чтобы купить пустырник. Рядом с домом не нашла. Да и за хлебом зайду заодно, — словно оправдывается она. — Понимаете, я бывший инструктор-альпинист — без движения не могу".
За нарушение режима ей пока не предъявляли претензии. Хотя могут лишить соцподдержки — тем, кто старше 65, положена выплата в размере четырех тысяч рублей: две перечислили после объявления всеобщего режима самоизоляции, остальное — когда все закончится, но при условии, что не было нарушений. "Перечислят — хорошо. Нет так нет. Что теперь, мне без пустырника жить? Я плохо сплю, только он и спасает. А вместо меня сходить некому". Я собираюсь спросить ее, почему она не обратится к волонтерами, но прыткая пенсионерка улетучивается в сторону кассы.
Со мной соглашается поговорить заведующая аптеки — она не на удаленке.
Еще две недели назад люди скупали все импортные товары, вспоминает Наталья. "Волновались, не прекратятся ли поставки жизненно важных препаратов из-за границы. Но пока повода для беспокойства нет. Нам говорят, что на складах все в наличии".
Интересуюсь массовыми походами по аптекам стариков, которые игнорируют помощь волонтеров. Собеседница в ответ разводит руками: "Мы, со своей стороны, постоянно напоминаем им, что они должны сидеть дома. А они не видят ничего страшного в том, что решили самостоятельно прийти. Один пенсионер недавно вообще заявил, что не доверяет соцработникам, поскольку его, как он выразился, "обманули".
В целом, по наблюдениям Натальи, посетителей аптеки можно разделить на две категории: одни четко соблюдают все правила предосторожности, другие агрессивно реагируют на просьбу соблюдать дистанцию. "Был даже прецедент для вызова полиции. Мужчина очень приблизился к кассе, которая не работает, и что-то долго разглядывал. А сотрудники часто к ней подходят — там стоит компьютер. Я просто попросила отойти от витрины и встать у специальной метки. Он в ответ нахамил, а потом и вовсе перешел на оскорбления. Выдергивал листовки с разъяснениями и указаниями, как себя вести в период пандемии коронавируса. Никак не могли его угомонить. Пришлось вызывать полицию. Правда, наряд приехал через полчаса — скандалист уже ушел".
Во время разговора Наталья то и дело поправляет сползающую марлевую повязку. Аккуратно, стараясь не прикоснуться к внешней стороне. "Все, что было, продали. Себе даже не оставили, думали, не все так плохо — еще появятся в продаже. Мы теперь как сапожники без сапог. Я попросила дочерей, они нашили впрок и для меня, и для коллег. Конечно же, безвозмездно", — улыбается заведующая.
"Нам без вас никак". Как пережить изоляцию и остаться человеком
А вот перчатки самостоятельно заказывают в интернете: "Руководство потом оплачивает. Резерва нет".
Каждые три часа в аптеке — влажная уборка с антибактериальными средствами. "Закрываться на дезинфекцию мы не можем, нет официального разрешения. Но устраиваем перерывы — чтобы проветрить помещение. Для этого отпираем черный вход. Там, где провизоры обслуживают посетителей, окна не открываются. И, конечно же, обрабатываем кассы, терминалы, ручки по несколько раз в день специальным средством".
Провизоры, конечно, беспокоятся о своем здоровье. "Никто ведь не знает, откуда человек пришел и в каких местах бывал. Все напуганы. Слышала даже, что в других аптечных сетях некоторые сотрудники уволились или взяли отпуск за свой счет", — поясняет заведующая.
Пока беседуем с Натальей, у кассы назревает конфликт. Покупатель громко выражает недовольство отсутствием масок. Заведующая спешит на помощь: "Пора в строй, работа не ждет!"
Обсудить
Рекомендуем