МОСКВА, 15 апр - РИА Новости. Цены на топливо в РФ при падении стоимости нефти остаются устойчивыми или снижаются незначительно из-за особенностей ценообразования розничного сегмента, который вместо снижения цены на 1-2 рубля за литр, скорее, увеличит свою прибыль, заявила РИА Новости аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Меньших.
"Рост розничных цен на бензин наблюдался во второй половине 2019 года. С тех пор розничная цена на бензин АИ-92 устойчиво держится в диапазоне 42-43 рубля за литр. Стоит иметь в виду, что демпфер не замораживает цену. То есть потенциальный рост цен на нефть (как это было в мае 2019 года) приводит к росту цен на бензин (но не такому значительному, как это было бы без демпфера). Однако при падении цен на нефть ситуация уже не такая гибкая, потому что розничный сегмент скорее увеличит свою прибыль, чем будет снижать цены на 1-2 рубля за литр", - сказала она.
"Например, сейчас равновесная цена на бензин АИ-92 с учетом демпферной компоненты составляет около 39 рублей за литр, однако мы не видим этого снижения на АЗС, причина – особенность ценообразования розничного сегмента", - заметила Меньших. По ее словам, формула расчета демпфера для дизтоплива является более мягкой, что могло бы привести к более сильной реакции цены топлива на динамику цен на нефть.
Согласно данным ЦДУ ТЭК, цены на бензин в РФ 5-12 апреля снижались на 0,07-0,09%. В то же время, цены на летнее и зимнее дизтопливо демонстрировали рост на 1,27% и 0,27%. В сравнении с 12 апреля прошлого года цены на топливо выросли в диапазоне 1-2,65%.
Как отмечает эксперт, устойчивость цен на бензин в РФ наблюдается сейчас также из-за действия демпфирующего механизма. Когда цена на нефть опускается ниже уровня в 40-45 долларов за баррель демпфер становится своеобразным налогом на НПЗ, так, что им приходится вынужденно повышать цену топлива. "В результате этот налог на нефтепереработчиков перекладывается в цену топлива, и, соответственно, на население. Если же нефтепереработчики, например, все-таки решат снизить цену на топливо, то это может быть чревато для них потерей выплат по обратному акцизу на нефтяное сырье, чего они не смогут допустить в условиях реализации налогового маневра", - поясняет она.
По словам Меньших, корректировка демпферной компоненты в условиях низких цен на нефть приводит к столкновению интересов государства и НПЗ. В условиях большого объема выпадающих доходов бюджета государство заинтересовано в дописточниках средств, поэтому корректировка демпфера - это больной вопрос. "С точки зрения государства корректировать демпферный механизм нет необходимости. Нельзя забывать, что выплаты по демпферу также являются частью нефтегазовых доходов бюджета, а, следовательно, оказывают влияние и на валютный курс через механизм бюджетного правила, что тоже осложнит корректировку демпфера", - заключает она.