МОСКВА, 10 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Настала пора самых важных религиозных праздников. У православных 11 апреля Лазарева суббота, 12-го — Вербное воскресенье, у католиков — Пасха. Иудеи восемь дней с 9 апреля отмечают Песах — главное торжество в еврейском календаре. В этом году всем приходится праздновать не в церквях, костелах и синагогах, а дома, в самоизоляции. Как последователи разных религий приспосабливаются к этим условиям и что их больше всего не устраивает — в материале РИА Новости.
"Как будет — никто не знает"
Крестовоздвиженский храм в городе Алексине Тульской области по большим праздникам с трудом вмещает молящихся. Особенно накануне Входа Господня в Иерусалим, когда освятить вербу на вечернее богослужение приходят те, кто в другие дни в церковь не торопится.
Будет ли картина такой же и в этом году — никто не знает. В городе уже три подтвержденных случая коронавируса, поэтому местные жители стараются не покидать жилище — от греха подальше.
"Пока что все по расписанию — в субботу вечером должны освящать вербы. Само собой, необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты. Храм открыт, и службы идут - при строгом соблюдении всех санитарных норм. Правда, людей особо нет — они боятся выходить из дома", — рассказывает корреспонденту РИА Новости один из прихожан Крестовоздвиженской церкви.
© Белевская епархия РПЦ МП
Крестовоздвиженский храм в городе Алексине
А вот как все будет через неделю, на Пасху, когда освящаются куличи, совершаются крестные ходы, раздается пасхальный хлеб — артос, никто не знает. На эти волнующие большинство верующих вопросы ответа еще нет.
Проблемой занимается специально созданная рабочая группа при патриархе. Один из ее членов протоиерей Максим Козлов в разговоре с РИА Новости отметил, что единого для всей страны решения по этому вопросу, вероятно, не будет.
"Как верно сказал президент России в своем обращении к гражданам, страна у нас большая и ситуация везде разная. Подобно главам регионов, которым даны полномочия принимать решения исходя из конкретной ситуации, правящие архиереи в зависимости от обстановки и уровня взаимодействия с администрациями находят варианты проведения богослужений и того же освящения куличей и верб", — объясняет священник.
Есть регионы (например, Псковская область), где в указах светских властей особо оговаривается, что праздничные службы в Вербное воскресенье, Великую субботу, на Пасху будут совершаться при соблюдении мер профилактики. А на юге страны, где, по словам Козлова, общественные богослужения не проводятся, люди могут прийти в храмы малыми группами или поодиночке.
Вполне допустимым протоиерей считает такой формат: священник освящает вербу, а затем ветки раздаются верующим.
"Так же и в Великую субботу мы можем вполне представить правильно организованные очереди, когда люди подходят с куличами и пасхами не толпой, а соблюдая дистанцию. Священник между тем непрестанно их освящает", — поясняет отец Максим.
В крайнем случае, отмечает он, верующие могут окропить куличи святой водой самостоятельно с чтением соответствующих молитв. Однако в Церкви надеются, что в большинстве российских регионов до этого не дойдет.
Освящение пасхальной продукции на заводе "Крымхлеб" в Симферополе
В целом же ситуация для православных храмов остается прежней: они открыты, службы совершаются, однако верующих призывают оставаться дома. А чтобы связь с прихожанами не терялась, организованы онлайн-трансляции богослужений. К ним, как отмечают в РПЦ, подключаются сотни тысяч человек.
"Онлайн-службы — это неудобно"
Вот только духовенство и верующие спорят о том, насколько оправданны такие нововведения. Одни утверждают, что онлайн-службы объединяют прихожан. Другие считают их неполноценными — мол, молитву в храме ничем не заменить.
Третьи и вовсе отвергают какие-либо технические "примочки" в своей религиозной жизни и стремятся попасть в храм, несмотря ни на что. Особенно это касается пожилых богомольцев — священники в ряде епархий в разговоре с РИА Новости посетовали на то, что как раз граждан из группы риска труднее всего убедить остаться дома.
"Им говоришь — подходите к кресту на расстоянии друг от друга, а они все равно скучиваются. А когда речь заходит о том, что службу лучше пропустить, мне отвечают: "Батюшка, я каждую неделю причащаюсь, как же я пропущу литургию!" То есть далеко не все понимают, что эти меры — для их же блага", — признается один из служащих в Подмосковье священников.
Из-за этого некоторые епархии пошли на довольно суровые меры. В Псковской, например, храмы на время службы закрываются для мирян.
Аналогичные меры приняли в католической церкви, встречающей Пасху на неделю раньше православных, 12 апреля. Ночные мессы в российских костелах священники отслужат без паствы, службы сократят по времени.
Римско-католический храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Традиционного зажжения пасхального огня и процессий вокруг храмов в этом году не будет. А миряне встретят праздник дома.
Так, в частности, поступят москвичка Ольга Щекалева и ее муж.
"Будем смотреть онлайн-трансляцию мессы Навечерия Пасхи. Дома зажжем свечи. Однако, к сожалению, традиционной пасхальной трапезы не будет. Мы ведь раньше всегда покупали куличи в магазине при нашем храме. Но теперь придется идти в обычный супермаркет — а там они появляются лишь к православной Пасхе", — сетует Ольга.
Да и во время онлайн-служб, по ее словам, довольно неудобно молиться. Например, в один из воскресных дней во время мессы ей пришлось отвлечься на курьера.
"Были неполадки со связью: трансляция три раза обрывалась. При просмотре трудно сосредоточиться, отвлекаешься на телефон и прочее. Наши священники рекомендовали не сидеть перед экраном компьютера, а повторять совершаемые во время реальной мессы действия — в определенные моменты вставать на колени и так далее", — рассказывает прихожанка католического храма корреспонденту РИА Новости.
Впрочем, один элемент службы полностью перешел в онлайн. Перед причастием прихожане обычно приветствуют друг друга рукопожатием со словами "Мир тебе!" Теперь в определенный момент они просто пишут эту фразу в общий чат трансляции.
А вот таинства так и остались в офлайне. Ради них большинство российских костелов остаются открытыми.
Трансляция службы в католической церкви в Казани
"Верующие могут прийти в индивидуальном порядке для исповеди и причастия. Хотя священники напоминают, что исповедоваться можно не только перед Пасхой, но и на протяжении всего пасхального периода, в этом году — до 31 мая", — объясняет РИА Новости генеральный викарий архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.
"Молитва в синагоге важнее"
А вот у российских иудеев все синагоги закрылись. Один из поводов — массовое заражение коронавирусом в московской общине. Большинство заболевших уже выздоровели. В их числе — 56-летний Лева Файн, выписанный из больницы в Коммунарке в начале апреля. Время подготовиться к главному еврейскому празднику Песах у него, таким образом, было.
"Слава богу, кошерные лавки предлагают доставку мяса и рыбы на дом, то же касается и мацы с вином. А огурцы, морковь, картошку, свеклу можно купить в любом магазине, они сами по себе кошерные", — говорит он.
В этом году многие российские евреи впервые устраивали седер — традиционные пасхальные трапезы — не в синагоге, а дома. Лева Файн обычно туда не ходил, а приглашал к себе многочисленных гостей. Сейчас он встретил Песах только со своей семьей.
Женщины зажигают свечи в Новосибирском еврейском общинном культурном центре перед началом пасхального седера во время иудейского праздника Песах
"Среди тех, кто раньше приходил к нам на седер, есть и те, кто не знает, как это сделать самому. Но, к счастью, община распространила рекомендации — как следует украсить стол, какие молитвы в какой момент произносить и так далее", — объясняет член общины.
Главный раввин России Берл Лазар в беседе с РИА Новости и вовсе отметил, что традиция проводить седер в синагоге — относительно недавняя.
"В ХХ веке три поколения российских евреев оказались оторванными от религии, от своей традиции и культуры. В результате, когда наконец пришла свобода, они просто не могли устраивать седер дома, потому что не знали обычаев и заповедей. Более 30 лет мы организовывали общинные трапезы — прежде всего чтобы вернуть их к корням", — объясняет религиозный деятель.
Впрочем, по его словам, иудеи столкнулись с той же проблемой, что и верующие других конфессий. Молитвы через интернет они не считают полноценной заменой.
"По нашему закону, коллективная молитва должна собрать минимум десять человек в одной комнате: это легко сделать в синагоге, но практически невозможно дома. И если мы пошли в этом году на онлайн-молитву — так это в силу критических обстоятельств", — уточняет раввин.
В условиях пандемии, подчеркивает он, верующим следует слушаться медиков, исполняя все их предписания. К этому призывают представители всех религиозных течений в России. Праздники и обряды, по их словам, важны. Однако главная ценность — человеческая жизнь.