МОСКВА, 9 апр - РИА Новости. Ситуация с экспортом московской продукции и антикризисные меры поддержки столичных предпринимателей в условиях угрозы распространения коронавируса стала основной темой отраслевого онлайн-совещания представителей правительства Москвы и общественных организаций с экспортерами города , которое состоялось в четверг, передает корреспондент РИА Новости.
Экспортерам – новые субсидии
Руководитель городского департамента предпринимательства и инновационного развития (ДПИР) Алексей Фурсин рассказал о модификации имеющихся и введении новых мер и инструментов поддержки предпринимателей в области экспорта. "Наши меры поддержки были скорректированы с учетом нынешней пандемии. Мы готовы их корректировать и дальше. Так, была изменена и дополнена новыми инструментами субсидия на экспорт. В частности, введена компенсация затрат на адаптацию продукции к условиям зарубежного рынка", - отметил глава ДПИР.
Он напомнил, что теперь получить субсидию на возмещение внешнеторговых затрат смогут не только предприниматели, реализующие за рубежом товары, но и экспортеры услуг.
Фурсин также рассказал о вводимом в действие так называемом экспортном кэшбэке, реализованном в виде гранта. Эти средства в размере 10% от выполненного экспортного контракта (но не более 10 миллионов рублей), компания-экспортер может получить от властей города по контрактам, превышающим 6 миллионов рублей.
По словам Фурсина, подача заявок на новые и измененные виды субсидий начнется уже с 10 апреля и продлится до 1 июня.
Руководитель департамента сообщил, что в течение апреля будет проводиться отбор банков, участвующих в анонсированной ранее правительством Москвы программе предоставления льготных кредитов компаниям МСП, которые работают на рынке не более трех лет.
«
"Эта новая субсидия будет введена с начала мая, возможно - с конца апреля. Она предполагает компенсацию банкам недополученных доходов по льготным кредитам, выданным субъектам МСП по ставке не более 8% годовых на сумму от 500 тысяч до 15 миллионов рублей на срок не более 2 года", - уточнил Фурсин.
Он также рассказал о переводе мер поддержки для экспортеров в онлайн-формат. Это бизнес-миссии, исследования рынков для московских производителей и экспортеров, сервисы по подбору байеров, индивидуальное сопровождение экспортных контрактов и занятия Московской школы экспортера.
"Даже в такое время, его (время – прим. ред.) нельзя терять, нужно настраивать связи, контакты и контракты, пусть пока и в режиме онлайн", - заключил Фурсин.
Обмен опытом очень важен
В свою очередь, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян рассказал о работе МТПП по поддержке экспорта российских компаний в условиях серьезнейших вызовов, включающих закрытие границ, транспортных коридоров и остановку работы предприятий.
«
"Мы находимся в нестандартной ситуации. До этого никто не предполагал такое масштабное закрытие границ, масштабное закрытие предприятий, буквально схлопывание некоторых контрактов и проектов. Есть те, кто перестроился и вовремя сориентировался, но это удается не всем: особенно пострадали ресторанная и конгрессно-выставочная отрасли", - сказал Варданян.
Он сообщил, что Московская ТПП уже запустила проект виртуальных выставок, который тестируется на платформе в 3D-режиме и по стоимости для участников является "очень щадящим". Первая такая выставка пройдет 15-16 апреля и будет посвящена франшизам.
"Мы считаем, что нужно предпринимать все эти шаги, чтобы, когда всё это пройдёт, мы не оказались среди отстающих", - отметил Варданян.
Он добавил, что в нынешних условиях для всех работающих на рынке компаний крайне важен любой обмен мнениями, передача положительного опыта. Взаимопомощь и кооперация в предпринимательском сообществе может помочь избежать цепной реакции, когда провал одной компании влечет за собой провалы других.
Оценкой текущей ситуации и своими антикризисными предложениями поделится также вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Максим Кузнецов. В частности, он выступил с инициативой помощи малому и среднему бизнесу по вхождению в сети ритейла. По его мнению, власти могли бы компенсировать компаниям часть расходов на выплату паушального взноса за вхождение в продуктовую цепочку крупной торговой сети.
В свою очередь, владелец IT-компании Getrealprice Никита Михайлов предложил под эгидой департамента предпринимательства начать проведение так называемых мэтч-мэйкингов, когда владельцы бизнесов непосредственно встречаются для обсуждения сотрудничества. Также он предложил властям ввести для IT-компаний 50-процентную компенсацию (на 3 месяца назад и на 3 месяца вперед) затрат на высококвалифицированных сотрудников.
Кризис – окно возможностей
Глава госкомпании "Роскино" Евгения Маркова считает, что нынешний кризис может стать окном возможностей для тех, кто хочет вырваться вперед. Так, в период затишья, когда физические встречи сокращены до минимума, можно заняться созданием онлайн-рынка, который будет сфокусирован на продуктах российской киноиндустрии.
«
"В мире пока нет подобного странового маркетплейса, на котором можно было бы размещать продукт и эффективно его продавать. И мы уже разработали прототип такого онлайн-рынка, где российские экспортеры смогут разместить весь свой огромный контент, показать новые продукты, что позволит привлечь тех, кто в российском кино ранее никогда не был заинтересован", - уверена Маркова.
Примером компаний, которые в нынешней ситуации оказались "в плюсе", стало научно-производственное предприятие "Мелитта", производящее импульсные ультрафиолетовые установки, эффективно решающие проблему дезинфекции. Начальник отдела внешнеэкономической деятельности НПП "Мелитта" Алексей Казаков рассказал о резко возросшем спросе на такие установки в России и во всем мире.
"Нам удалось путем интенсивной работы обеспечить установками все российские учреждения здравоохранения. Также мы рады, что нам удалось помочь в борьбе с пандемией и в других странах мира: мы поставили продукцию в Италию, Израиль, ЮАР, Германию, Румынию, Малайзию, Мексику", - рассказал Казаков.
По его словам, в том, что в мире узнали про это предприятие, большая заслуга Московского экспортного центра, в коллективных стендах которого "Мелитта" участвовала на международных выставках.
"Это большая коллективная работа, которая сейчас приносит позитивные результаты, когда наше отечественное оборудование помогает решать мировые проблемы и спасает человеческие жизни. И меры поддержки департамента предпринимательства, особенно в условиях возросшей сложности транспортировки, делают нашу работу более эффективной", - резюмировал Казаков.
Организатором отраслевого онлайн-совещания выступил Московский экспортный центр, подведомственный департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы.