МОСКВА, 23 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Москвичи уходят в самоизоляцию. Однако миллионы верующих все равно устремляются в храмы и мечети. Там они хотят найти духовную поддержку в период пандемии и всеобщей паники, однако сталкиваются с новой для себя реальностью. О том, как самые многочисленные религиозные группы столицы восприняли беспрецедентные санитарные меры, — в репортаже РИА Новости.
"Лишь бы не закрыли храм"
"Здесь вы можете купить розы и гвоздики блаженной Матроне Московской", — зазывает магазинная вывеска у выхода из метро. Пожалуй, в столице у верующих нет более популярного места, чем Покровский монастырь, где хранятся останки Матронушки, как ласково называют ее православные. Потому ведущая к обители Таганская улица многолюдна. Этим пользуются торговцы.
Цветочница Галина делает запись в книге учета. Уже почти обед, а на странице всего четыре строки. Клиентов катастрофически мало.
"Скоро неделя, как людей почти нет. Из-за этого коронавируса никто не ходит к Матронушке. Продажи упали более чем наполовину!" — жалуется продавщица. Так же и в других цветочных магазинах по пути в Покровский монастырь.
Несладко и попрошайкам. Обычно на Таганской улице через каждые пять метров просят "подать Христа ради". Сейчас протянутых рук со стаканчиками из-под кофе — единицы.
Два бездомных у входа в Покровский монастырь пытаются выклянчить мелочь у прохожих. Они бы давно насобирали на "средство от любой заразы", как сами любят шутить. Но место нынче не хлебное.
"Маловато у вас сегодня людей", — говорю охраннику на пункте досмотра у монастырских ворот.
"Ну так радуйся!" — отвечает он.
Очередь к мощам Матроны Московской в Покровском монастыре Москвы. 22 марта 2020 г.
А радоваться и вправду есть чему. Поток верующих к мощам Матроны настолько большой, что даже в будни отстоять в очереди меньше получаса — большая удача. Каждый день сотни паломников, а то и тысячи. Приложиться к святыне приезжают со всего постсоветского пространства.
Даже в условиях пандемии люди все равно идут к Матронушке. Кто-то надевает маски, а кто-то прикладывается к раке с мощами или большой иконе святой на стене храма — лбом, а не губами.
"Очередь маленькая — человек десять или пятнадцать. Все, наверное, испугались коронавируса, вот и не приходят. Обычно в Покровском храме, где мощи, не протолкнуться", — объясняет монастырская уборщица.
А вот соседняя церковь в обители, в честь Воскресения Словущего, забита полностью. На воскресной службе — несколько сотен человек. Запрет мероприятий более чем с 50 участниками не коснулся православных храмов.
Однако духовенство все же учитывает ситуацию. Это хорошо видно по ритуалу причастия. Священник выходит из алтаря с чашей в руках, рядом с ним два алтарника. Один держит плат, чтобы Святые Дары не упали на пол — обычно им еще обтирают уста верующих. Однако сейчас пользуются красными одноразовыми салфетками: вытерли губы — выкинули в специальный мешок рядом. Согласно принятой синодом Русской церкви инструкции, эти салфетки сжигаются в алтарном колодце.
Литургия в Покровском монастыре в Москве. 22 марта 2020 г.
Другой алтарник держит плат, пропитанный дезинфицирующей жидкостью. После каждого причастника им обтирают лжицу — ложку, которой священник берет из чаши частицы хлеба и вина, претворенные во время богослужения в Тело и Кровь Христовы, чтобы их вкусил прихожанин. Запивку (смесь воды с вином) теперь дают в одноразовых стаканчиках.
А по окончании литургии молящиеся устремляются к батюшке. Тот, произнеся короткую проповедь, прикладывает крест ко лбам верующих. Кто-то, правда, пытается машинально поцеловать его (ведь именно так полагалось делать до эпидемии), однако священник вовремя на это реагирует, отводя руку.
"Я хожу сюда больше пятнадцати лет, но такое вижу впервые. Не знаю, помогают эти меры или нет, но мы должны их принять. Уж лучше так, чем если бы вообще закрыли храмы и запретили причастие, которое очень важно особенно сейчас, в Великий пост. Этого я боюсь больше всего", — признается прихожанка монастыря Людмила.
"Где молиться, как не в мечети?!"
А вот опасения мусульман сбылись. Они и так уже несколько лет жалуются на нехватку мечетей (всего четыре на многомиллионную столицу), а теперь их и вовсе закрыли — для противодействия распространению коронавируса.
Это случилось в середине прошлой недели, однако верующие все равно по привычке пошли на джума-намаз — обязательную для мусульман пятничную коллективную молитву.
В их числе и Арслан Гаджиев, который намеревался впервые в жизни помолиться в Соборной мечети на проспекте Мира. Уже на одноименной станции метро, куда он приехал с друзьями, Арслан понял, что мечте суждено сбыться в другой раз: по громкоговорителям повторяют объявление о том, что намаза не будет. Его товарищи, замешкавшись, переглядываются и разводят руками.
Мусульмане возвращаются от закрытой Соборной мечети Москвы в сторону метро. 20 марта 2020 г.
"Где теперь молиться — непонятно. Осталось пятнадцать минут до начала джума, мы не успеем домой", — обреченно произносит он.
От метро "Проспект мира" тянутся две вереницы людей. Одна быстро: торопятся к намазу. Однако повсюду их встречают волонтеры в зеленых жилетах и черных медицинских масках: в Духовном управлении мусульман Москвы подготовились к тому, что далеко не все верующие узнают заранее о закрытии мечетей. Каждому старательно объясняют, почему надо пойти домой. Но многие отказываются верить и продолжают путь, чтобы убедиться воочию.
А вторая вереница — от мечети — движется медленнее. Кто-то в растерянности останавливается, не зная, что делать дальше. Кто-то все же надеется успеть к началу молитвы домой. Другие обреченно шагают обратно к метро.
Лишь обилие волонтеров напоминает о чрезвычайных мерах. По всем улицам привычно стоят попрошайки, распространители рекламных листовок, торговцы различными восточными товарами. Они, как и в любой другой день соборной молитвы, призывают "подать во имя всемилостивого Аллаха", купить товары, зайти в кафе попробовать "лучший халяль в Москве".
Но в этот раз верующие не обращают на них внимания. Лишь продавец ковриков для намаза, вывесивший товар на дверях "девятки", остался в плюсе: к нему очередь.
Соборная мечеть Москвы во время пятничной молитвы 20 марта 2020 г.
"А что еще делать — будем молиться дома. Вон, еще жене прикупил", — хвастается приобретением уроженец Душанбе Рустам Фархадов.
На джума он шел подготовленным: взял с собой антисептик и влажные салфетки, надел медицинскую маску. О том, что мечеть закрыта, не слышал. А когда узнал — не удивился.
"У нас в Таджикистане на 21 день закрывали все мечети. Только недавно они заработали в прежнем режиме. Здесь, как нам сказали волонтеры, все это продлится до 10 апреля. Надеюсь, паника вокруг коронавируса спадет. А то я намерен совершить в этом году в августе хадж (обязательное паломничество к святыням Мекки, которые сейчас закрыты из-за пандемии. — Прим. ред.)", — говорит он.
Для Мекки такие меры — впервые в истории. Для Москвы, впрочем, тоже. Непривычную тишину Соборной мечети нарушают лишь переговоры операторов: для верующих, чтобы те молились исключительно дома или на работе, муфтият организовал онлайн-трансляцию джума-намаза и проповеди.
"Обычно в пятницу днем тут 15-17 тысяч человек: здание и прилегающая к нему территория забиты до предела. Сегодня же тут лишь муфтий Москвы, пара имамов и персонал", — рассказывает одна из сотрудниц мечети.
И все это — под пристальной охраной полиции и Росгвардии. Они тоже были готовы к тому, что сотни верующих придут и к закрытой мечети. Даже прилегающие улицы сотрудники правоохранительных органов перекрыли, как и в любую другую пятницу.
Прямо у входа собралась толпа. Кто-то, разгоряченный печальным известием, требует у волонтеров во что бы то ни стало пустить его помолиться. Единоверцы его успокаивают.
"Братья, давайте соблюдать порядок! Давайте не будем мешать горожанам проходить по этой улице! Предлагаю не впадать в уныние, а совершить краткий дуа (молитву. — Прим. ред.)", — обращается к верующим имам. Те послушно замирают, воздев руки к небу, молятся шепотом.
За происходящим наблюдают из здания напротив два молодых человека. Это официанты халяльного заведения возле мечети. И у них выдалась, пожалуй, первая пятница без работы.
"Обычно после джума-намаза у нас все столики заняты — и еще много людей ждут очереди на улице. Сегодня же больше половины мест свободны", — сетует один из них.
Впрочем, они не унывают. А меры по борьбе с коронавирусом считают необходимыми: раз уж такое творится в мире, то что теперь поделать.
"Несколько недель, Иншалла, как-то перебьемся, ничего страшного", — заключает молодой человек.