МОСКВА, 30 янв — РИА Новости, Галия Ибрагимова. Зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, куда вернулась российская делегация, началась со скандала. Страны Балтии и Украина предложили ограничить полномочия Москвы, но не получилось. Почему Совет Европы не поддался на провокации, разбиралось РИА Новости.
Непредсказуемая процедура
Конфликт начался с выступления депутата от Литвы Зингериса Эмануэлиса. Едва в Страсбурге открылось заседание, он предложил пересмотреть порядок работы национальных делегаций и ограничить полномочия России. Повод нашелся: российские власти, утверждает Зингерис, не выполняют решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Не промолчала и украинская делегация. Беспокойство Киева вызвала запущенная в России конституционная реформа. Депутат от партии "Европейская солидарность" Алексей Гончаренко расценил как угрозу предложение Владимира Путина отдать приоритет российским законам над международным правом. Если эта поправка будет внесена в основной закон, то Москва откажется выполнять любые решения ЕСПЧ, предположил украинский парламентарий.
Депутат из Латвии Мария Голубева высказалась против участия в составе российской делегации представителей Крыма, обосновав это тем, что полуостров в Совете Европы (СЕ) продолжают считать украинской территорией. Соответственно, приезд крымчан в Страсбург нелегитимен. Возмутилась Голубева и участием жителей Крыма в федеральных и парламентских выборах, проводящихся на российской территории.
Претензии делегаций из стран Балтии направили в мониторинговую комиссию, которая вынесет итоговое решение. Председатель ПАСЕ Лилиан Мори Паскье не исключила, что не всем делегациям продлят полномочия. Но сделала оговорку: "Это очень непредсказуемая процедура".
Заседание зимней сессии ПАСЕ во французском Страсбурге
Претензии без оснований
Глава российской делегации вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил, что парламентарии покинут зимнюю сессию, если в отношении России действительно последуют какие-либо ограничения. "Надеюсь, здравомыслящее большинство не будет принимать такие решения", — сказал он.
Дискуссии о том, как поправки в Конституцию повлияют на исполнение Россией постановлений ЕСПЧ, Толстой назвал преждевременными. "Осудить Россию за поправки в основной закон, которые еще не внесены, а только обсуждаются в обществе? Это странно", — заметил глава российской делегации.
Присутствие крымских депутатов в составе российской делегации Толстой назвал законным и сослался на выводы Венецианской комиссии СЕ, где это право закреплено. "Я не вижу ни правовых, ни политических оснований для такого рода претензий. Когда нет почвы, хватаются за любой предлог", — подчеркнул Толстой.
С его точкой зрения в итоге согласилась и мониторинговая комиссия ПАСЕ. Уже на следующий день после спровоцированного Литвой и Латвией конфликта полномочия России были подтверждены в полном объеме. Более того, Петр Толстой большинством голосов был избран вице-спикером ПАСЕ.
Конституция Российской Федерации
Угроза остаться без российских взносов
Учитывая, что участие России в работе ПАСЕ недавно было восстановлено в полном объеме, делегаты Госдумы рассчитывали, что никаких новых ограничений не последует. Прошлой весной за восстановление прав Москвы в работе организации высказалось большинство национальных делегаций. Венецианская комиссия ПАСЕ подтвердила, что разногласия в связи с Крымом и Донбассом не могут ограничивать право голоса.
На осеннюю сессию российская делегация прибыла в полном составе. Тогда заседание совпало с семидесятилетием Совета Европы. Однако праздничные мероприятия омрачили демарши делегатов Украины, Литвы, Эстонии и Грузии, осудивших возвращение права голоса России и выпустивших совместное заявление. Документ приняли во внимание, но на полномочия Москвы он не повлиял. Киев в знак протеста отказался участвовать в той сессии ПАСЕ.
Пересматривать решение организация не стала еще и потому, что в июле Россия внесла в Совет Европы всю сумму за свое членство в 2019 году. Москва заплатила взнос и за предыдущие два года, хотя фактически в работе ПАСЕ не участвовала. Для организации, которая испытывала нехватку средств, это был важный вклад.
В отсутствие российского участия ПАСЕ была вынуждена отказаться от нескольких инфраструктурных проектов, конференций и круглых столов, сократить зарплаты сотрудников. Повременить пришлось и с ремонтом штаб-квартиры Совета Европы. Страны Восточной Европы и Украины несколько раз вносили сумму, превышающую размер членских взносов, но это не сильно помогло организации.
Председатель комитета Государственной думы по международным делам Леонид Слуцкий, руководитель российской делегации зампредседателя Государственной думы Петр Толстой и председатель комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников во время работы зимней сессии ПАСЕ
Уставные нарушения
"Претензии ПАСЕ к России всегда политизированы. Там опасаются изменений в Конституцию России, хотя дискуссия на эту тему в нашей стране только началась. Причем в конституциях многих государств — членов Совета Европы давно заложено положение о первостепенной роли национального законодательства. Например, в Германии ратификационный закон, связанный с Европейской конвенцией о правах человека, имеет статус федерального. То есть конституция выше обязательств Берлина перед документом", — заявил РИА Новости глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Главным недостатком в работе ПАСЕ Косачев считает то, что многие делегации не вникают в суть обсуждаемых проблем и голосуют по инерции.
"Мнение о стране или проблеме у многих национальных делегаций формируется под воздействием того, что они читают в местных СМИ. Получается, что чаще реагируют на мифы и симулякры угроз. Содержательно убедить их в чем-либо сложно. Отсюда решение важных политических проблем становится заложником этого серого большинства в ПАСЕ", — высказал он свое мнение.
Специалист по международному праву, преподаватель МГЮА Артур Гуласарян пояснил РИА Новости, что по правилам процедуры ПАСЕ оспаривать полномочия делегаций можно в случае, если они грубо нарушают принципы Совета Европы.
"Устав СЕ не уполномочивает ПАСЕ самостоятельно ограничивать права членов. Ключевая роль в этом отведена Комитету министров СЕ. Кроме того, предусмотрена процедура консультаций Комитета министров с ПАСЕ. Становится очевидным, что ограничение полномочий национальных делегаций в одностороннем порядке — это нарушение положений устава", — пояснил правовед.