Что не так в подписях незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 2 авг — РИА Новости. Рабочая группа ЦИКа начала рассматривать жалобы от незарегистрированных кандидатов на выборы в Мосгордуму. После перепроверки подписей эксперты Центризбиркома часть из них признали подлинными. Глава комиссии Элла Памфилова предлагает выдвиженцам искать аргументы. "Если найдете, будем трактовать в вашу пользу", — обещает она и призывает избиркомы "максимально дружелюбно помогать кандидатам". Однако выдвиженцы часто пренебрегают проверками собранных документов и порой сознательно нарушают закон, фальсифицируя подписи. О коллизиях первого этапа выборов в Мосгордуму — в материале РИА Новости.

"Наполеон тоже везде расписывался по-разному"

Рассмотрение одной из первых жалоб — Юлии Серебрянской, самовыдвиженца от округа номер 45 — продлилось почти два часа. И это была лишь первая часть заседания. Послушать выступление женщины в здании в Большом Черкасском переулке собралось несколько журналистов. Им стоило приготовиться к долгому и муторному разбирательству. В самом начале Серебрянская обозначила: в политике она человек новый и мало понимает в происходящем, поэтому по существу вопроса говорить от ее имени будет адвокат и еще один представитель. "Мы впервые собирали подписи, могли быть ошибки, но мы старались сделать это качественно, для нас это был репутационный момент", — подчеркнула Серебрянская перед тем, как слово взял ее адвокат.
Основная жалоба сводилась к тому, что в окружном и городском избиркомах подписи проверяют в закрытом режиме, и кандидат не может понять, что именно и почему бракуют. Иногда ошибки незначительные: пропущена запятая или же комиссия не учитывает подпись, так как не указан район проживания, хотя по закону с 2014-го это не требуется. После этого адвокат перешел к тому, что протоколы, ведомости проверок представителям кандидата не выдали, и до заседания в Московском горизбиркоме ознакомиться они с документами не успели.
Одним из главных вопросов от представителей ЦИК был, как в списках появились уже умершие жители районов. "Там значится достаточное количество "мертвых душ", — констатировал член комиссии. "Достаточное — это сколько?" — задалась вопросом председатель Элла Панфилова. Оказалось, 13.
"По поводу умерших, — заявил представитель Серебрянской. — Если б проверку проводили еще через месяц, то было б еще больше мертвых". Но шутку не оценили. "Не надо такого цинизма", — тут же осадили адвоката члены ЦИК.
На указание экспертов о том, что в подписных листах кандидата один и тот же человек по несколько раз расписывался по-разному, адвокат Серебрянской парировал: "Наполеон тоже везде расписывался по-разному".
Далее выяснилось, что, получив документы накануне заседания, Серебрянская сама хотела отказаться от жалобы. Более того, ее команда признанные фальшивыми подписи не перепроверяла. Панфилова, в свою очередь, заверила, что ЦИК готов предоставить удобное помещение и "чай на всю ночь", чтобы они заново просмотрели все документы. "Давайте дойдем до дна", — предложила она.
Однако такой вариант оказался невозможен, так как адвокат не имел права представлять интересы кандидата — не было нотариально заверенной доверенности. Мужчина уточнил у председателя, как ее нужно делать. "Вы юрист или кто?" — возмутилась Панфилова.
В итоге жалобу Юлии Серебрянской ЦИК рекомендовал отклонить. В деле этого кандидата нашлись примеры самых распространенных причин для отказа в регистрации. Остальные ситуации схожи, отличаются лишь детали.
Кандидат в депутаты Мосгордумы, руководитель общественного движения "Русская инициатива" Юлия Серебрянская на заседании ЦИК. 1 августа 2019

Простая арифметика

В этом году вокруг выборов в Мосгордуму — ажиотаж. На участие было подано 426 заявлений. Из них 136 кандидатов отсеялись самостоятельно, не потянув сбор документов. Еще 57 выбыли по итогам проверки подписей (среди них 18 претендентов от партий и 39 самовыдвиженцев). Для сравнения, на выборах в Мосгордуму 2014 года в регистрации было отказано 107 кандидатам — почти в два раза больше.
Итак, на данный момент зарегистрировано 233 кандидата (171 от партии и 62 самовыдвиженца). "Сто семьдесят один — это представители девяти партий. Подчеркиваю, без "Единой России". Это парламентские партии и еще шесть, разной степени оппозиционности", — отметила глава ЦИК. "То есть 73 процента зарегистрированных кандидатов никакого отношения к партии власти не имеют", — добавила она. Среди самовыдвиженцев есть и те, кто пошел при поддержке "Единой России", и оппозиция.
Если разбивать по партиям, то получится 44 кандидата от КПРФ, 45 — от ЛДПР, 41 — от "Справедливой России". Среди самовыдвиженцев, к слову, есть восемь членов партии "Яблоко". Есть еще 39 кандидатов от непарламентских партий ("Родина", "Зеленые", "Партия роста" и другие).
Те, кому не удалось зарегистрироваться, могли обжаловать решение окружных комиссий (ОИК) в Мосгоризбиркоме (МГИК). Туда поступило 23 жалобы. Удовлетворена была только одна — представителя "Яблока" Сергея Митрохина. Он просил признать действительными 233 подписи, по его словам, в 178 случаях наблюдались ошибки при вводе данных избирателей. "Ошибки в именах, фамилиях, адресах", — уточнил он, выразив надежду, что комиссия пересмотрит свое решение, так как ему не хватало только 169 действительных подписей для регистрации.
Юрист партии "Яблоко" Виктор Воробьев на заседании ЦИК по рассмотрению жалоб от незарегистрированных кандидатов на муниципальных выборах. 1 августа 2019
Теперь окружная комиссия должна восстановить его в качестве кандидата и допустить к участию в выборах, которые назначены на 8 сентября. Остальные кандидаты, получившие отказ Мосгоризбиркома, могут обжаловать это решение в Центральной избирательной комиссии (ЦИК) или в суде.
К слову, было несколько и довольно абсурдных жалоб. Например, однофамилица действующего мэра Ирина Собянина, которая шла на выборы, чтобы "бороться против "экоцида", вообще не предоставила подписи. А другой самовыдвиженец Сергей Смирнов предоставил лишь одну подпись избирателя при необходимых для регистрации 4449 автографах. Обе жалобы, само собой, удовлетворены не были.

Обидные оЧепятки

У всех кандидатов, получивших отказ, обнаружены нарушения в подписях. Основные — автографы умерших избирателей. Этот "брак" встречался настолько часто, что указывает на признаки подделки подписей и тянет на статью "Фальсификация" (наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок).
Наибольшее число "мертвых душ" — 174 — у Александра Загородних (Партия Возрождения России), на втором месте — Иван Кульнев с 60 такими "ошибками". У оппозиционного кандидата Любови Соболь, например, всего четыре такие подписи. Однако у нее значительный процент подписей с недействительными или несуществующими паспортными данными — таких подписных листов 268. Но больше всего подобных ошибок у Андрея Бабушкина — 2845 — и Александра Соловьева — 1591.
Стоит уточнить, что недостоверная подпись — это может быть и попросту описка (пожалуй, самый обидный "брак"). Памфилова отметила, что избиркомы могут принимать решения о признании действительными подписи в поддержку кандидатов даже в случае, если об их фальсификации говорят почерковеды.
И все же при таком количестве недостоверных подписей возникает вопрос, почему команды выдвиженцев недостаточно внимательно проверяли собственный результат. В некоторых подписных листах вместо паспортных данных стоял номер мобильного телефона. И такой лист сдали на проверку в окружную комиссию.
Заседание ЦИК по рассмотрению жалоб от незарегистрированных кандидатов на муниципальных выборах. 1 августа 2019
К слову, в это время в Северной столице также проходит избирательная кампания. На муниципальные выборы в Санкт-Петербурге выдвинулись более семи тысяч кандидатов, из них более 5,3 тысячи уже зарегистрированы. Выборы депутатов 110 муниципальных советов в Петербурге пройдут в единый день голосования 8 сентября 2019 года. Всего замещается 1560 мандатов.
Если сравнить с 2014 годом, то в Питере, как и в Москве, количество зарегистрированных кандидатов больше (на 41 процент), зарегистрированных самовыдвиженцев также больше. Однако питерский горизбирком столкнулся в валом жалоб на работу окружных комиссий. По данным на 30 июля, было отменено 282 незаконных решения избирательных комиссий муниципальных образований об отказе в регистрации (в 11,5 раза больше, чем в 2014 году).
В Москве ситуация иная. Решения ОИК по подписям пересматривались, если удавалось подтвердить данные. Памфилова не раз заявляла о своей озабоченности жалобами оппозиционных кандидатов на произвол окружных избирательных комиссий. И напоминала, что любые сомнения комиссий в подлинности подписей граждан следует трактовать "в пользу кандидатов".
Некоторые подписи после перепроверки, действительно, признавали подлинными. Например, МГИК "зачла" автографы избирателей в пользу Геннадия Гудкова, которые были ошибочно забракованы из-за неверного ввода данных для проверки через базы МВД. Также подписи, ранее забракованные из-за опечаток и помарок в подписных листах, были признаны достоверными. Но тому же Гудкову все равно отказали в регистрации: даже с учетом возвращенных подписей, ему не хватило автографов.
Обсудить
Рекомендуем