День всех святых в земле Российской просиявших
Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, установленное в 50-е годы XVI века и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 году восстановлено, а с 1946 года стало торжественно совершаться во 2-е воскресение после Пятидесятницы.
Установление этого праздника связано с именем новгородского архиепископа Макария, главной заслугой которого стал его многолетний кропотливый труд по собиранию и систематизации всего агиографического и гимнографического наследия православной Руси, известного к тому времени.
Более 12 лет (1529 - 1541 годы) святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи. В этот сборник вошли жития многих русских святых.
В 1547 - 1549 годах, став предстоятелем Русской церкви, святитель Макарий провел в Москве несколько Соборов, результатом которых стало торжественное прославление 30 новых общецерковных и 9 местночтимых святых и установление дня общей памяти "новых чудотворцев Русских".
Однако после большого духовного подъема, вызванного Московскими Соборами 1547 и 1549 гг., к концу XVI века праздник Всех русских святых стал забываться и на протяжении Синодального периода сохранялся только у старообрядцев.
Восстановил праздник Поместный Собор Русской церкви 1917-1918 годов. Но из-за последовавших гонений на церковь повсеместное празднование памяти Всех русских святых реально началось лишь после Великой Отечественной войны.