Конституционный суд уточнил процедуру получения разрешений на митинги

Заседание Конституционного суда в Санкт-Петербурге. Архивное фото
Читать на сайте Ria.ru
С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 июн - РИА Новости. Конституционный суд России запретил органам власти отказывать в проведении публичных мероприятий, немотивированно ссылаясь на то, что их организаторы не определили формы и методы обеспечения общественного порядка, передаёт корреспондент РИА Новости.
По оценке КС, тот факт, что организатор публичного мероприятия указал в уведомлении способы обеспечения общественного порядка, которые, по мнению властей, не отвечают требованиям законодательства, "ни при каких обстоятельствах не может освобождать соответствующий орган от рассмотрения поданного уведомления".
В Конституционном суде оценили решения ЕСПЧ в делах, связанных с Россией
«
"По результатам данного рассмотрения он обязан направить организатору мотивированные предложения об изменении (дополнении, уточнении) таких форм и методов, и в случае принятия им этих предложений – не препятствовать проведению заявленного публичного мероприятия", - говорится в материалах суда.
КС отметил, что организатор публичного мероприятия вправе обратиться в суд, если не урегулирует с органами власти вопрос о формах и методах обеспечения порядка и оказания медпомощи. Суды, в свою очередь, обязаны "объективно и всесторонне исследовать... оправданность предложений об изменении указанных организатором форм и методов".
Рассматривать соответствующие споры суды должны в максимально короткий срок до даты проведения мероприятия, указал Конституционный суд, направив на пересмотр дело заявителя - общественного активиста Валерия Тетерина.

Жалоба Тетерина

Тетерин, планируя митинг 9 сентября 2018 года в предполагаемом составе 350 участников и демонстрацию 7 октября с предполагаемой численностью 100 участников, заблаговременно уведомил об этом администрацию Иркутска. Уведомления гражданина были возращены без рассмотрения как не соответствующие требованиям законодательства о публичных мероприятиях.
Организатору митинга было указано, что он не определил формы и методы обеспечения общественного порядка, и суды, куда обратился заявитель, поддержали эту позицию. Согласно материалам Конституционного суда, в соответствующих судебных решениях говорится, что предполагавшееся информирование участников митинга о телефонных номерах полиции и скорой помощи не представляет собой конкретных мер по обеспечению общественного порядка и организации медицинской помощи и не может служить надлежащей гарантией безопасности жизни и здоровья людей.
Конституционный суд России рассмотрит право женщин на суд присяжных
Как отмечается в материалах КС, заявитель усмотрел в оспариваемых законоположениях неопределенность, позволяющую органам власти "произвольно определять, соответствует ли уведомление о проведении публичного мероприятия требованиям, предъявляемым к указанию форм и методов обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи".

Не перекладывайте ответственность

По жалобе Тетерина КС проверил конституционность пятого пункта четвертой части статьи 5 и шестого пункта третьей части статьи 7 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Во вторник суд вынес постановление.
Как отмечается в материалах КС, организатор мероприятия, который указывает в соответствующем уведомлении формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, "в определенной степени оказывается вовлеченным в поддержание общественного порядка и безопасности граждан в пределах имеющихся у него возможностей".
При этом, как указал Конституционный суд, "основную ответственность за правопорядок и безопасность должны принимать на себя органы исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления или их уполномоченные представители и представители органов внутренних дел".
"Следовательно, при рассмотрении органом власти уведомления о проведении публичного мероприятия должны быть исключены любые попытки возложения на организатора заявленного публичного мероприятия подобных обязанностей. Схожий подход к соотношению ответственности организатора публичного мероприятия и уполномоченных субъектов власти за сохранение мирного характера его проведения применяет и ЕСПЧ", - добавляется в материалах суда.
Обсудить
Рекомендуем