МОСКВА, 9 июн — РИА Новости, Ирина Халецкая. Фермер из Астрахани Рустам Мудаев раскапывал яму под мусор, когда увидел в земле старинный бронзовый горшок — ковш бульдозера вывернул его из грунта вместе с костями. Хозяин участка значения этому не придал. Но горшок заметил сосед и пригласил археологов. Приехав, они обнаружили останки сарматских вождей, золотые и серебряные украшения — аналогов в мире у некоторых находок нет. Фермер при этом не получил за ценный клад ничего, но уверен, что в сенсационном открытии есть и его заслуга. Теперь он собирается судиться.
Неприметный котелок
Мудаев рассказал корреспонденту РИА Новости, что земля в деревне Никольское уже много лет принадлежит его семье. Когда-то отец пас здесь скот, а теперь этим занимается Рустам. Осенью прошлого года рядом с животноводческой стоянкой фермер копал мусорную яму и случайно наткнулся на "необычный медный котелок".
Рустам признается: он не подумал, что находка может быть ценной, и закинул котелок в гараж. Почти через полгода на горшок обратил внимание сосед Мудаева. Давний любитель истории, он заподозрил, что вещица, скорее всего, не просто металлолом, и посоветовал обратиться к специалистам.
"Он мне предложил: "Хочешь, я сам схожу в музей в Астрахани и от твоего лица покажу им это?" Я согласился", — вспоминает фермер. Вскоре сосед вернулся с радостной вестью — археологи долго благодарили за находку и попросили разрешения приехать, чтобы исследовать участок внимательнее: вдруг что-то еще найдется. Мудаев не смог отказать.
Одним из археологов, участвовавших в раскопках захоронения, был Георгий Стукалов. Он охотно делится подробностями: участок недалеко от деревни не числился в их реестре, поэтому никто наверняка не знал, может ли там быть что-то ценное. Но уже при расчистке ямы и просеивании отвала археолог нашел небольшую нашивку из золота. Стало ясно: нужны масштабные раскопки.
Золотые головы, бирюзовые украшения
По словам Стукалова, пока в Министерстве культуры области согласовывали работы, курган законсервировали и поставили на охрану. О находке местным ничего не сказали, опасаясь, что яму разворуют.
Археологи установили, что курган был насыпан еще в эпоху бронзового века. В течение следующих двух недель нашли 14 захоронений сарматских вождей. Центральное, где фермер копал яму под мусор, ковш наполовину разрушил. Однако откопали там небольшое бронзовое зеркальце и нож. "Захоронение показательно с точки зрения культуры кочевников — рядом с головой находились порубленные части барана, это соответствует традиционному погребальному ритуалу", — объясняет Стукалов.
Затем наткнулись на два захоронения, где вместе с погребенными лежали отрубленные лошадиные головы, что тоже типично для культуры кочевников, продолжает собеседник: "На протяжении всей жизни их сопровождала лошадь, которая потом должна была быть с ними и в загробной жизни — отрубали голову, укладывали рядом. Голова, что мы нашли, была в сбруе с серебряными нашивками и бронзовыми фаларами (украшения, соединяющие сбрую лошадей. — Прим. ред.)".
В "золотом" захоронении лежал мужчина ростом более двух метров, что совершенно не характерно для кочевников этого периода. Могила была накрыта тяжелой тканью с золотыми нашивками. Одежда тоже вышита золотыми нитями. Рядом — предметы с бирюзовыми вставками, что большая редкость. А среди них уникальнейшая вещь, не имеющая аналогов в мире, — предмет из золотой фольги с бирюзой в форме верблюжьей головы.
«
"Мне очень сложно описать эмоции от отблеска под ножом, когда вышла первая нашивка. При расчистке костей нашли несколько предметов из желтого металла (так называют золото, пока не проведена апробация. — Прим. ред.) с бирюзовыми вставками. Причем выполненные в едином стиле украшения позволяли предположить, что это единый комплект", — описывает детали Стукалов. Вероятно, находка относится к I или II веку нашей эры.
Обнаружили также захоронение "смеющегося" кочевника с деформированным черепом — такая искусственная деформация тоже в традициях того времени. Несколько захоронений — бронзового века, об этом говорят характерные позы погребенных — в форме зародыша. В одной из могил был небольшой клад альчиков (маленькие кости овцы или козы — дети использовали их в играх в качестве "валюты").
Все ценности увезли в Астраханский музей-заповедник. Кое-что жителям города показали во время акции "Ночь в музее". Из остального после обработки специалисты подготовят выставку, посвященную раскопкам. Губернатор Астраханской области поручил проследить, чтобы ни одна реликвия не покинула пределы региона.
"Даже грамоты не дали"
Местные СМИ наперебой сообщали о сенсации, подчеркивая: фермер нашел у себя на участке настоящие сокровища. Однако Мудаев утверждает, что он не получил за клад ничего, кроме сухих слов благодарности.
"Мне не выплатили ни компенсации, ни премии, даже грамоту не дали. И землю испортили: раньше там было пастбище для животных, теперь пустырь с песком вместо травы", — сетует фермер в беседе с РИА Новости. Вместе с отцом он думает подавать иск в суд с требованием выплатить ему вознаграждение за находки и компенсацию за ущерб.
В соцсетях фермера поддерживают, советуя ему обратиться в суд, опираясь на статью 233 ГК. В ней говорится: зарытые в земле деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступают в собственность лица, которому принадлежит земля, где клад был зарыт.
«
"Музей просто обокрал фермера, поскольку в земле были обнаружены именно ценные вещи из золота. Вещи, которые относятся к культурным ценностям, подлежат передаче в государственную собственность. А собственник земельного участка имеет право на вознаграждение", — аргументируют пользователи.
"Это не он нашел, а мы"
Один из сотрудников музея подтвердил РИА Новости, что фермер действительно не получил ни вознаграждение, ни компенсацию.
Собеседник объясняет тонкости: "Если бы фермер нашел золотые предметы или серебряные и сразу унес в музей, естественно, ему полагалась бы компенсация. Для этого у всех государственных музеев в России есть фонд выкупа предметов у населения. Созывается специальная комиссия, проводится экспертиза, в итоге решают, какой будет сумма. В нашем же случае он нашел только котелок, который сам по себе не ценность — всего лишь погребальный инвентарь".
Впрочем, тот самый котелок сейчас экспонируется в музее — его
хорошо видно на фотографиях. Вещица занимает почетное место в центре выставки. А в описании ни о фермере, ни о его соседе нет ни единого слова.
Остальные же находки, по мнению сотрудника музея, — не заслуга фермера, а результат кропотливой работы археологов, выполненной в рамках исследования кургана. И в законе, на который указывают сторонники фермера, есть ремарка: данная статья не относится к археологам, копающим официально, с открытым листом.
«
"А так фермер, в принципе, вышел сухим из воды. Ведь если бы он таким же образом оставил у себя золотые наконечники или что-то подобное — ему, скорее всего, грозила бы уголовная ответственность или административное преследование", — добавляет собеседник.
Юристы и антиквары в этом споре заняли сторону фермера. Юрист Дмитрий Лесняк объяснил РИА Новости, что Рустам Мудаев по закону должен был оповестить власть о находке, а также передать клад в государственную собственность. "Это было выполнено, поэтому он имеет право на вознаграждение. Считаю, что вопрос решится в пользу фермера в случае, если это действительно клад и у него есть определенная ценность", — полагает Лесняк.
Искусствовед, антиквар Виктор Музыка уверен в ценности котелка и в том, что музейщики должны были заплатить фермеру, поскольку копали в его земле. "Кто именно принес котелок, не имеет значения. Кроме того, если бы этот котелок не принесли, они в принципе не узнали бы о кургане и ценностях. Важно понимать, что копали с разрешения Мудаева, на его участке. Представьте себе, если бы к вам в дом вломились люди, перевернули бы все вокруг, нашли ценности и забрали себе. Здесь в чем-то схожая история", — рассуждает искусствовед.
По мнению Музыки, как Мудаев, так и его сосед могли запросто продать котелок на черном рынке. Однако они проявили гражданскую ответственность и сами обратились к археологам. "Человек честно отдал находку, а ему в знак благодарности разворотили землю и оставили ни с чем. Это не на пользу археологии в целом, поскольку подрывает доверие со стороны обычных людей", — заключил искусствовед.