Отдание праздника Пасхи
В православии есть двунадесятые и великие праздники у которых существуют предпразднства — дни перед праздником и попразднства — дни после торжества. Последний день попразднства называется отданием праздника. В этот день церковная служба повторяет службу того праздника, отдание которого состоится.
Понятие "отдания праздника" встречается еще в Ветхом Завете: "В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…" (Чис. 29636-39)
“Другое название отдания — аподосис (с греч.- возвращение). То есть возвращение верующего к переосмыслению праздника, спустя определенное время. Находясь внутри события, человеку бывает сложно понять его суть, поэтому следует как бы отойти от радости самого праздника, посмотреть на него немного на расстоянии во времени и снова вернуться к переживанию этого же праздника. Традиция отдания пришла к нам из предписаний Ветхого Завета”, — говорит Анна Бахтиярова, историк и религиовед.
В раннехристианские времена отдание совершали строго на 8‑й день — при императоре Константине Великом были устроены восьмидневные празднования при освящении базилик в Иерусалиме и Тире, и по этому образцу стали отмечать ежегодные церковные праздники. Первыми — еще в IV веке — стали Пасха, Троица (Пятидесятница) и, на Востоке, Богоявление, а потом и Рождество Христово.
Отдание Пасхи происходит через 39 дней после самого праздника. Это связано с тем, что Христос после воскресения в течение 40 дней находился на земле и общался со своими учениками. На 40 день он был вознесен на небо — в этот день верующие празднуют Вознесение Господне. Таким образом, от Пасхи и до Вознесения длится попразднство Пасхи — всё это время можно поздравлять друг друга с Пасхой Христовой и возвещать “Христос воскресе”.
Отдание Пасхи всегда выпадает на среду перед Вознесением, приходящимся на четверг. В этот день Анна Бахтиярова советует делать то же, что и в Пасху — посетить праздничную службу в церкви, творить дела милосердия, строгого запрета на работу нет, но по возможности день лучше посвятить молитве, размышлениям над своим внутренним миром и жертвой Иисуса за человека. И затем “отдать, отпустить” праздник, сохраняя память о нем и ожидая его возвращения.
Верующие собираются в храме на торжественное богослужение, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник. В этот день священнослужители облачаются не в красные, как в Светлое Христово Воскресение и все последующие дни, а в белые облачения и во время богослужения стоят в центре храма. К вечерне, утрене и литургии верующих созывает торжественный колокольный трезвон, а службы начинаются со свечами, кадилом и пением пасхальных песнопений, как в первый день Пасхи. Литургия завершается при открытых Царских вратах с пасхальными возгласами "Христос Воскресе!"
По традиции в этот день проходит последний пасхальный крестный ход, а Плащаницу, которая все время празднования Пасхи лежала в алтаре на престоле, после литургии священники переносят в "гробницу", где ей предстоит лежать до следующей Пасхи.