МОСКВА, 1 мая — РИА Новости, Мария Семенова. Новый дачный сезон начался с парадокса: согласно принятому в этом году федеральному закону, понятия "дачный дом" в юридическом смысле больше не существует. Как изменения повлияют на организацию загородного отдыха, каких штрафов стоит бояться в этом году, действительно ли садоводов могут наказать за установку теплицы, приготовление шашлыков на собственном участке и вырубку старых садовых деревьев — в материале РИА Новости.
Дача есть, а слова нет
До конца прошлого года наряду с садовыми (СНТ) и огородническими (ОНТ) товариществами существовали дачные (ДНТ). Теперь, после вступления в силу закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд", такую форму использования земли упразднили. Однако, по словам руководителя общественной приемной Союза садоводов России Людмилы Буряковой, собственники этого не почувствуют — их участки будут автоматически переведены в статус садоводческих. "Переживающие по этому поводу могут самостоятельно подать заявление в МФЦ — в документах на собственность им изменят тип использования земли", — поясняет Бурякова.
Представитель общественной организации убеждена: разница между дачными и садоводческими участками давно стерлась. "Когда-то были отличия: в дачном товариществе можно было возводить капитальные строения, а в СНТ — только летние домики. Но время шло, правила изменились, появилась возможность прописаться и круглогодично жить на земле любого типа использования. Разделение стало искусственным. Перед правительством стоял вопрос, какие участки оставить — дачные или садоводческие. Сделали выбор в пользу вторых, поскольку такой тип использования земли предполагает выращивание урожая, а дачное хозяйство — только отдых за городом", — уточняет эксперт.
А вот СНТ от ОНТ отличается принципиально — на огороднических землях в принципе запрещено возводить жилые строения, к тому же подобные товарищества не предполагают права собственности на участок. Впрочем, это различие существует давно и никак не связано с принятием нового закона. Владельцам земель, на которых разрешено только огородничество, необходимо изменить вид использования, если они хотят возвести на участке дом. "Строить там нельзя — допустимы только хозблоки, сараи для хранения инвентаря. Конечно, есть случаи, когда на земле под огороды вырастает коттеджный поселок. Но, думаю, однажды у собственников могут возникнуть проблемы из-за этого", — предупреждает Бурякова.
За теплицы не штрафуют
Тем временем в соцсетях развернулась бурная дискуссия: пользователи переживают, что всех дачников заставят платить налоги на теплицы, в противном случае жди штрафа. На самом деле это не коснется большинства садоводов, выращивающих в парнике овощи для себя: простые каркасные теплицы не нужно регистрировать как объект недвижимости. Речь идет только о капитальных строениях с фундаментом. Если к теплице подведена вода, площадь превышает 50 квадратных метров, а главное, ее нельзя переместить на другое место, тогда постройка считается стационарной. В таком случае владелец должен платить налог, а если объект не зарегистрирован, собственнику могут выписать штраф. То же касается капитальных сараев и бань, но только достаточно просторных — на строения площадью меньше 50 квадратов распространяется налоговая льгота.
Огородные проблемы обсуждаются уже второй год: распространяются слухи, что дачникам запретили сажать собственный картофель и обязали закупать семенной материал в сертифицированных магазинах. Такое правило действительно есть, но касается оно не обычных садоводов, а тех, кто ведет коммерческую деятельность. Причем, по словам члена Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации, юриста Евгения Корчаго, продажа нескольких ведер урожая на стихийном рынке под это определение не подходит — речь идет о промышленных масштабах.
Однако по-прежнему остается довольно много штрафов, которые может получить практически любой дачник: за разведение огня в неположенном месте (в том числе в пределах собственного участка), неправильно установленный туалет и даже за сорняки.
"Все штрафы разумны: они регулируют отношения между соседями, чтобы интересы одних не ущемляли права других. Например, есть административная ответственность за неправильно установленный туалет: выгребная яма не должна доходить до уровня грунтовых вод, иначе это создаст неудобство другим. Обоснованны и штрафы за сорняки. Это огромная проблема, когда борщевик с чьей-то дачи перекочевывает на соседние участки, из-за чего их владельцы несут убытки", — поясняет Корчаго. А вот за вырубку садовых деревьев на собственной территории, уточняет юрист, штрафов быть не должно: "Бывают перегибы на местах, но если человек избавляется от стихийно выросших на его участке деревьев или, к примеру, от яблони или сливы, которую он сам посадил, — не знаю, на каком тут основании могут привлечь к ответственности".
Двадцать пять метров от дома
Готовить любимое майское блюдо — шашлыки — нужно с соблюдением правил пожарной безопасности, которые остаются неизменными вне зависимости от того, делается это на собственном участке земли или любом другом. Согласно приказу МЧС о разведении огня на землях сельскохозяйственного назначения, костер должен находиться на расстоянии не менее 50 метров от жилых построек; в случае если используется металлическая емкость (мангал), норма сокращается до 25 метров.
Впрочем, наибольшую опасность для природы и соседей представляют не любители жареного мяса, а дачники, сжигающие мусор. "Если в регионе введен режим усиленной пожарной безопасности, как часто бывает летом, на участке вообще нельзя разводить костер, хотя это кажется таким естественным: кинуть в огонь опавшую листву или скошенную траву. Запрещено жечь мусор даже в бочке: был случай, когда человек контролировал горение, отошел на две минуты, искра попала на землю, в результате два или три дома сгорели", — приводит конкретный пример Людмила Бурякова.
Нарушителей правил пожарной безопасности ждут штрафы до пяти тысяч рублей. Впрочем, Бурякова успокаивает дачников: целевых проверок, которые выявляют проблемы на конкретных участках, нет. Конечно, административно-технические инспекции и пожарный надзор регулярно осматривают СНТ: следят за состоянием дорог и общих территорий. Если проверяющие заметят заросший бурьяном участок — выпишут штраф товариществу как юридическому лицу, а не самому владельцу. Однако если председатель СНТ раньше обращал внимание на эту проблему и вынес предупреждение собственнику, штраф ждет самого хозяина.
О большинстве же нарушений сообщают непосредственно соседи: сначала пытаются добиться справедливости у главы поселения, если не получается — выходят с судебными исками.
"К нам периодически обращаются с жалобами. Говорят: вот у меня раньше росла морковка, а сейчас — ничего, потому что землю "убили" сточные воды соседского септика. Чаще всего такая проблема решается через суд. Действительно, были случаи, когда владельцев неправильно установленных туалетов штрафовали, но таких примеров мало и уж тем более никто не занимается целевой проверкой отхожих мест. Для этого нужна жалоба соседей, экспертиза, которая покажет, действительно ли произошло загрязнение почвы", — разъясняет руководитель общественной приемной Союза садоводов России.
Массово продают
В первом квартале 2019 года на 22% увеличилось количество объявлений о продаже дач по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С одной стороны, эти цифры можно объяснить желанием избавиться от недвижимости в связи с дачной реформой. Однако у Людмилы Буряковой — другое мнение.
"Много лет люди жаловались на завышенную кадастровую стоимость земли, которая в несколько раз превосходит рыночную, но ее все равно нужно заявить в договоре купли-продажи. Допустим, шесть соток без дома оценены в шесть-восемь миллионов, хотя собственник готов продать землю за 100 тысяч. Люди как-то исхитрялись, указывали в документах не ту сумму, которую получали фактически, но многие боялись продавать и покупать. Раньше оценка производилась без выезда на место, все отдавалось на откуп компаниям-посредникам, ориентирующимся на сведения еще советских времен, в результате чего участок с сараем-развалюшкой могли оценить в 12 миллионов, потому что на этой земле раньше стоял завод. А главное, было совершенно непонятно, кому можно пожаловаться на необъективные цифры. Сейчас создан Центр кадастровой оценки, в спорных случаях эксперты выезжают на участки. Очень важно, что дачник, столкнувшийся с завышенной кадастровой стоимостью, теперь знает, куда идти", — подытожила Бурякова.