Борьба с метрополитеновыми подземными ходами

Рабочий на строительстве станции "Аминьевское шоссе"
Читать на сайте Ria.ru
Неравнодушные жители столичного Юго-Запада (Ломоносовский и Академический районы) развернули непримиримую борьбу с планами мэрии проложить ветку метро от Коммунарки (Новая Москва) к станции "Академическая".
Сопротивление граждан — если верить муниципальному депутату т. Жуйковой, возглавившей борьбу — было отчаянным: "Полтора часа участники собрания сопровождали все ответы и выступления представителей Генплана и Москомархитектуры свистками, скандировали: "Позор!", "Не верим!" В финале жители запели "Вставай, страна огромная!". Люди продемонстрировали солидарность, гражданский подъем и единение".
Столица без границ: как развивается московская агломерация
Борьбу против метро поддержала либеральная пресса и структуры М. Б. Ходорковского.
Впрочем, в этом-то как раз нет ничего удивительного. Священный старец и секретарь Фрунзенского РК ВЛКСМ, очевидно, читал "кирпич" (серый том "Истории КПСС"), где рассказывается о тактике большевиков во времена столыпинской реакции. Она заключалась в том, чтобы использовать любой повод для вклинивания в общественную жизнь. Например, съезд обществ трезвости, куда проникли большевики, выродился в то, о чем буржуазные газеты кричали: "Это не съезд борьбы с пьянством, а съезд борьбы с правительством!"
Но скажем слово и в защиту РСДРП(б). Злоупотребление вином — несомненное зло, и на обличении этого зла (а заодно и правительства) можно приобрести политические очки. Демагогия, конечно, но кто же из политиков ей чужд.
Тогда как метро в большом городе есть несомненное благо, метро же глубокого заложения (20 метров и более от головки рельса до поверхности, в проекте Коммунарской линии — 30 метров) — благо вдвойне, поскольку жители поверхности избавлены от неудобств, сопряженных со строительством. Это не открытый способ. Поэтому бурные протесты довольно удивительны.
Власти Москвы одобрили изменение проекта Коммунарской линии метро
Конечно, протесты против метростроительства в истории случались и прежде. В 30-е годы XX века парижская пресса выступала против "метробезумия", выразившегося в прокладке 8-й и 9-й линий под северо-восточной частью Больших бульваров, тогда как там было довольно — по мнению медиа — и автобусного сообщения. Через несколько лет выяснилось, что журналисты были неправы. Во время войны автобусы в Париже перестали ходить из-за дефицита бензина и огромный город спасало только "метробезумие" — другого общественного транспорта не было.
При Горбачеве латвийские патриоты протестовали против планов строительства метро в Риге. Они усматривали в том повод для завоза русскоязычной рабочей силы.
Самый же известный случай — возглавленный Б. Е. Немцовым протест неравнодушных жителей Горького против строительства метромоста (одновременно и автомобильного) через Оку, который бы соединял нижнюю и нагорную части города. Главная претензия была в том, что при строительстве наземного вестибюля станции метро "Горьковская" будет срублена часть деревьев в сквере.
Спасающие деревья разбили палаточный городок и боролись. Мост и линию метро открыли только в 2012 году, через двадцать с лишним лет, и все это время уже не Горький, а Нижний Новгород задыхался в пробках, а нижегородцы поминали остановившего строительство гражданственного Бориса Ефимовича разными нехорошими словами. В позднейших житийных биографиях Немцова о борьбе против метро ни говорилось ни слова.
"Яндекс" назвал самые загазованные районы Москвы
Но во всех этих случаях были хоть какие-то зацепки: экономия муниципальных средств в Париже, борьба за независимость в Риге, священные деревья в Горьком.
В случае с Коммунарской линией нет вообще ничего, что можно выгодно продать публике.
Гласных мотива только два.
Во-первых, как сообщает муниципальный депутат Ханаришвили, "новая ветка метро будет направлять сюда огромный поток людей из еще недавнего Подмосковья. А никаких преференций взамен мы не получаем, если, конечно, кто-то из наших жителей не имеет непреодолимого желания погулять в Коммунарке".
Что делать жителям поселка Коммунарка в старом спальном районе, не вполне понятно, но активисты готовы костьми лечь, чтобы не допустить даже гипотетической возможности нашествия к ним чужаков из "новомосковского гетто".
Правда и вымысел о секретном подземелье Москвы
Во-вторых, неравнодушные граждане на полном серьезе опасаются, что их дома провалятся в подземные норы. Никогда такого не было, но провалятся всенепременно.
Единственный пример такого рода агитации против метростроительства — "Протоколы сионских мудрецов". Протокол № 9 гласит: "У нас в запасе такой терроризирующий маневр, что самые храбрые души дрогнут: метрополитеновые подземные ходы-коридоры будут к тому времени проведены во всех столицах, откуда они будут взорваны".
Впрочем, для неприязни к транспорту не обязательно бояться сионских мудрецов. Бурное железнодорожное строительство в России в конце XIX — начале XX века породило отнюдь не единичные случаи, когда неравнодушные представители гражданского общества (по большей части — старозаветного купечества) давали взятки инженерам, чтобы те проложили железнодорожную линию в обход их города. Так, железная дорога прошла мимо Волоколамска (вокзал в 15 километрах от города), Переславль-Залесского (в 20 километрах), Касимова и других.
В московском метро рассказали о необычных забытых вещах с начала 2019 года
Разные мнения есть по поводу Томска. Одни считают, что Транссиб обошел Томск стороной по той же причине, другие говорят, что это басня, знаменитый инженер (а также писатель) Гарин-Михайловский взяток не брал, а просто дорога через Томск удлиняла бы путь.
Но в несомненных случаях было два мотива. Во-первых, владельцам речного и гужевого транспорта железная дорога была не нужна, ибо убивала бы их дело. Во-вторых — и это уже ближе к нынешнему казусу, она нарушала бы покой и благолепие. Приток чужих людей, отчуждение земли под строительство станции, дым и искры от паровозов — нет, такого нам не надобно, будем жить по старинке.
То есть гражданское общество, дававшее тогда взятки инженерам, было крайне консервативно — почти как депутат Ханаришвили. Возможно, оно и в сионских мудрецов верило. См. в "Войне и мире": "Идет паровоз. <...> Мужик говорит: это черт движет его".
Это бывает. Но немалая странность в том, что освободительная пресса и М. Б. Ходорковский решили опереться на борцов с чертом, а равно с сионскими мудрецами.
Возможно, больше не на кого.
Большая кольцевая линия
Обсудить
Рекомендуем