МОСКВА, 24 апр - Проект "Россия-Китай: главное".
Редакционный материал Медиакорпорации Китая. Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках китайской инициативы "Одного пояса, одного пути" открывается 25 апреля в Пекине. На нем соберутся главы 37 государств, в том числе президент России Владимир Путин, приедут 360 зарубежных министров. На мероприятии будут присутствовать представители более 150 стран и 90 международных организаций – всего порядка 5000 зарубежных гостей.
В рамках мероприятия 25 апреля состоятся 12 профильных круглых столов и международная конференция предпринимателей, а 26 апреля пройдет церемония официального открытия форума высокого уровня, на которой с программной речью выступит председатель КНР Си Цзиньпин, являющийся автором инициативы "Одного пояса, одного пути". На следующий день, 27 апреля состоится круглый стол лидеров стран-участниц инициативы "Одного пояса, одного пути". По итогам форума "Китай подпишет с партнерами по "Поясу и пути" ряд документов по ключевым проектам в области промышленности и инвестиций", - сообщили ранее в Пекине.
Что такое "Один пояс, один путь"?
Инициативе "Одного пояса, одного пути" ("ОПОП") уже пять лет, с ней выступил председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 году. На сегодня документы о сотрудничестве в рамках "ОПОП" с Китаем подписали 126 государств и 29 международных организаций. В рамках инициативы по всему миру уже учреждено 82 зоны сотрудничества, где создано порядка 300 тысяч новых рабочих мест. За прошедшие пять лет объем торговли Китая с партнерами по "Поясу и пути" превысил 6 триллионов долларов, КНР за этот период инвестировала в страны-участницы инициативы более 90 миллиардов долларов.
РФ стала самой упоминаемой в докладе о проекте "Одного пояса и одного пути" За минувшие пять лет успешно развивались "титульные" проекты инициативы по развитию транспортной инфраструктуры и упрочению региональной транспортной взаимосвязанности. Самым успешным стал опыт развития железнодорожных контейнерных перевозок Китай-Европа. Создано множество новых маршрутов, которые связывают 108 городов в 16 странах, за пять лет по ним прошло 13 тысяч составов. Железнодорожные компании Китая, Казахстана, Монголии, России, Польши и Германии подписали соглашение о дальнейшем развитии взаимодействия в обслуживании маршрутов Китай-Европа. Более того, наполовину было снижено время таможенного оформления товаров, доставляемых по этим маршрутам. По оценкам экспертов, налаживание таких логистических цепочек и укрепление транспортной взаимосвязанности куда более действенно, чем простое создание торговых союзов. Если последнее может повысить темп глобального развития на 5%, то первое – аж на 10-15%, уверены экономисты.
В рамках "Одного пояса, одного пути" уже действует большое количество профильных инициатив. Так, в 2017 году была запущена инициатива беспрепятственной торговли, которая предполагает упрощение таможенных процедур и развитие свободных товарных потоков. К этой инициативе уже присоединились 83 государства.
В 2018 году до 111 стран выросло число участников инициативы "Пояса и пути" по сотрудничеству в сфере налоговой политики, которая, в частности, предполагает избежание двойного налогообложения между странами-участницами инициативы. В августе того же года 49 стран "Одного пояса, одного пути" опубликовали "Совместное заявление о сотрудничестве в области защиты прав интеллектуальной собственности". В октябре 18 стран инициативы заявили о создании энергетического партнерства "Одного пояса, одного пути".
Глобальный характер инициативы признан и поддержан ведущими международными организациями. В 2017 году ООН единогласно приняла резолюцию 2344, которая призывает международное сообщество развивать региональное сотрудничество на базе инициативы "Одного пояса, одного пути".
Что ждать от нынешнего форума?
Наблюдатели ожидают, что в ходе нынешнего высокого форума "Одного пояса, одного пути" Китай заявит о дальнейшем расширении финансирования проектов в рамках инициативы и, возможно, о создании с этой целью новых финансовых институтов. Повод для таких ожиданий есть. В частности, в марте Китайская инвестиционная корпорация (КИК) заявила, что рассматривает создание целевого инвестфонда, который займется поддержкой проектов в рамках китайской интеграционной инициативы. К деятельности новой финансовой структуры с рабочим названием "Фонд сотрудничества "Пояса и пути" планируется привлечь как международные организации, так и суверенных участников китайской интеграционной инициативы. Президент КИК Ту Гуаншао сообщил, что основными задачами фонда станет финансирование крупных инфраструктурных проектов на пространстве "Пояса и Пути": в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Несомненно, что дальнейшее развитие инфраструктурных проектов в рамках "ОПОП" - занятие благородное и благодарное. По оценкам консалтинговой компании McKinsey, каждый миллиард долларов инвестиций в инфраструктурное строительство будет создавать от 30 тысяч до 80 тысяч рабочих мест и до 2,5 миллиардов долларов добавленной стоимости.
Китай за 5 лет вложил $90 млрд в страны проекта "Один пояс, один путь" Вместе с тем, политологи указывают, что еще более важным на нынешнем форуме станет определение курса на расширение сфер деятельности в рамках инициативы: Китай намерен сделать ее глобальной не только по географическому охвату, но и по спектру деятельности. В опубликованном в преддверии форума докладе о перспективах развития "Одного пояса, одного пути", в частности, содержатся предложения создать в рамках инициативы механизмы по обеспечению безопасности и борьбе с глобальным изменением климата.
«
"Китай будет работать со всеми странами-партнерами для создания механизма разрешения споров, мониторинга, раннего оповещения и оперативного реагирования на угрозы безопасности", - отмечается в документе. Доклад обозначает путь на "развитие сотрудничества по энергосбережению и сокращению эмиссий, совместный ответ на глобальные изменения климата". Для этого предлагается "разработать и внедрить политику по поддержке сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, объединить усилия по защите и восстановлению экосистем".
Китай также намерен "усилить сотрудничество с партнерами по "Одному поясу, одному пути" в разработке антикоррупционного законодательства и практической борьбе с коррупцией". В Пекине пообещали, что не будут "экспортировать коррупцию" с наращиванием инвестиций за рубеж. "Китай усилит анти-коррупционную работу среди предприятий, выходящих на зарубежные рынки; ужесточит контроль за соответствием их управленческой и предпринимательской деятельности правилам", - подчеркивается в докладе. Несомненно, что новый задел на сотрудничество в рамках "ОПОП" по всем этим направлениям будет положен на нынешнем форуме.
Российская повестка дня
России в инициативе "Одного пояса, одного пути" всегда отводилось значимое место. Достаточно сказать, что в опубликованном 22 апреля докладе о прогрессе и перспективах китайской интеграционной инициативы "Одного пояса, одного пути" Россия стала самой упоминаемой страной. Она упоминается 18 раз, за ней по количеству упоминаний идут Казахстан (12) и Пакистан (11). Германию упоминают лишь два раза, Италию и Беларусь – по одному. Показательно, что число отсылов к России в ключевых документах инициативы "Одного пояса, одного пути" постоянно растет. Так, в первом масштабном документе инициативы – опубликованном в 2015 году плане действий по строительству "Одного пояса, одного пути" - Российская Федерация упоминалась только семь раз.
В нынешнем документе говорится о таких проектах как экономический коридор Китай-Монголия-Россия, упоминается целый ряд двух- и многосторонних договоров с участием РФ о повышении транспортной взаимосвязанности. Документ рассказывает о множестве инфраструктурных проектов: строительстве шоссе Западный Китай – Западная Европа, которое будет проходить через Казахстан, Россию – и далее в страны Старого Света, железнодорожного мостового перехода Тунцзян-Нижнеленинское и моста Хэйхэ-Благовещенск через Амур. Авторы не обошли вниманием и растущее энергетическое взаимодействие Китая и России. Документ отдельным пунктом напоминает, что в конце 2019 года будет введен в эксплуатацию первый экспортный газопровод из России в КНР. Напомним, что по нему ежегодно в Китай будет поставляться 38 миллиардов кубометров природного газа в течение 30 лет. Отмечается, что Россия – один из основных зарубежных поставщиков туристов в Китай.
Проект "Один пояс – один путь" помогает развитию приграничных регионов РФ Сегодня Россия сопрягает свои международные интеграционные инициативы с китайскими. Ключевым документом в этом отношении является подписанное 8 мая 2015 года совместное заявление, в котором закреплена политическая воля "предпринимать согласованные усилия по взаимному сопряжению процессов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути". На первом форуме "ОПОП" в 2017 году Владимир Путин поддержал "Пояс и Путь", призвав при этом смотреть на евразийскую интеграцию более широко, строя большое евразийское партнерство с привлечением всех существующих региональных структур, в том числе, Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Глава российского государства призвал "снимать инфраструктурные ограничения для интеграции, создавать систему современных, связанных транспортных коридоров…". Российский президент указал на необходимость "создать удобные, понятные, комфортные, предсказуемые условия для работы инвесторов".
Помощник президента Юрий Ушаков сообщил, что в ходе визита в Китай Владимир Путин проведет переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином.
«
"Первое и самое главное - это даже не встреча, а переговоры с китайским руководством, а именно с председателем КНР Си Цзиньпином. Будет сверка часов в контексте форума, опять-таки это сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, вопрос о переводе в практическую площадь идеи большого евразийского партнерства с участием не только ЕврАзЭС, но и ШОС, АСЕАН", - сказал он журналистам.
Кроме того, состоится обсуждение вопросов двустороннего политического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, разговор о партнерстве России и Китая в международной сфере, сообщил Ушаков.