Наука

Ученые раскрыли причины появления современного "клипового сознания"

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 15 апр – РИА Новости. Европейские математики и физики доказали, что концентрация внимания у типичного современного человека действительно значительно снизилась за последние годы. При этом в растущей "клиповости" сознания виноваты не только социальные сети, пишут ученые в журнале Nature Communications.
«

"Мы изучали не индивидуальные, а коллективные особенности концентрации внимания – на этом уровне, действительно, способность человека фокусироваться на одном предмете резко снизилась. Нам было бы интересно понять, как "клиповое сознание" влияет на способность индивидов воспринимать ту информацию, которую они потребляют", — заявил Сун Леманн (Sune Lehmann) из университета Копенгагена (Дания).

Каждое поколение родителей, бабушек и дедушек считает, что молодежь их времени была более терпеливой, старательной и ответственной, чем их собственные дети, внуки или прочие молодые люди. Часто подобные стереотипы привлекают внимание ученых, изучающих то, как на самом деле меняются привычки и поведение людей от поколения к поколению.
К примеру, еще в 1970 году известный американский футуролог Элвин Тоффлер заметил, что дальнейшее распространение цифровых технологий приведет к тому, что человечество будет постоянно находиться в состоянии информационной перегрузки. Оно, как предположил философ и многие другие исследователи, привело к формированию так называемой "клиповой культуры".
Современные дети оказались терпеливее шестидесятников, выяснили ученые
Главным следствием ее развития станет то, что современные люди потеряют способность долго концентрировать внимание, будут гнаться за новыми трендами и пытаться изучить максимальное число интересных им тем, не особо вдаваясь в их содержание, и при этом избегать сложных мыслительных конструкций.
К схожим мыслям пришел еще один известный мыслитель, экономист Герберт Саймон. Примерно в то же время он заметил, что избыток информации заставляет человека расценивать свое внимание как ценный и конечный ресурс. Стремление "экономить" его мешает людям глубоко и долго воспринимать новые сведения и принимать осознанные решения.
Эти идеи, как отмечает Леманн, с одной стороны, были широко приняты обществом, а с другой – вызвали массу споров как среди ученых, так и среди философов. С одной стороны, популярность различных "клиповых" форматов подачи информации действительно резко выросла, а с другой стороны у социологов не было надежных инструментов для наблюдений за тем, как поменялась концентрация внимания всего человечества в целом.
Леманн и его коллеги выяснили, как это можно сделать, воспользовавшись одним из плодов "цифровой революции" – огромным массивом данных, которые были накоплены социальными сетями, "Википедией", а также различными сервисами Google за последние годы.
Ученых интересовала не только статистика посещений различных страниц и постов, но и другое относительно современное явление – то, как часто появлялись различные популярные хэштеги, как быстро они набирали популярность и затем исчезали, уступая место новым модным трендам.
Британские ученые усомнились в главном тезисе Маркса и Энгельса
Проанализировав эти данные при помощи сложных статистических алгоритмов, Леманн и его коллеги нашли несколько интересных подтверждений того, что клиповое мышление действительно существует, но при этом они усомнились в исключительной роли интернета в его рождении.
К примеру, в 2013 году самые популярные хэштеги в Twitter, Reddit и других социальных сетях оставались в топе примерно 17 часов, тогда как всего через три года их типичные сроки жизни сократились до 12 часов. Вдобавок, резко сократилось время, необходимое для "разгона" нового хэштега, а также выросла скорость падения его популярности после достижения пика.
Открыв эту тенденцию, математики и физики проверили, существовало ли нечто подобное в других информационных средах. Для этого они собрали и проанализировали статистику по тому, как часто пользователи искали информацию о различных книгах, фильмах и телепередачах в Google, а также покупали и обсуждали всю эту продукцию.
К большому удивлению исследователей, никаких существенных различий они не зафиксировали – популярность книг, кинокартин и даже научных работ менялась абсолютно так же, как и у хэштегов в социальных сетях. Это говорит о том, что в развитии "клипового сознания" виноваты не только социальные сети и интернет, а общая информационная перегрузка общества.
Ученые из ВШЭ выяснили, почему пожилые люди медленно читают
В пользу этого говорит то, что во всех этих случаях концентрация внимания одинаковым образом падала вместе с растущим объемом информации, вырабатываемой в соцсетях или других источниках информации каждую секунду или день.
Подобная зависимость, как считают ученые, подтверждает теорию Саймона и говорит в пользу того, что качество восприятия сложных и важных идей, в том числе обещаний политиков, может сильно страдать. Негативные последствия развития "клипового сознания" они планируют оценить в самое ближайшее время.
Обсудить
Рекомендуем