СИМФЕРОПОЛЬ, 11 апр - РИА Новости. Конституция Крыма 2014 года стала первым после распада СССР реально действующим документом, который гарантирует республике статус и полномочия, а гражданам - права и обязанности. За пять лет в ней не произошло изменений, однако некоторые положения конституции вызывают дискуссию в обществе, считают прокомментировавшие РИА новости содержание документа эксперты.
Крым стал российским регионом после проведенного там в марте 2014 года референдума, на котором 96,77% избирателей республики Крым и 95,6% жителей Севастополя высказались за вхождение в состав России. Региональный парламент единогласно проголосовал за новую конституцию региона 11 апреля 2014 года.
Реальный документ
Глава комитета по законодательству Госсовета Крыма Сергей Трофимов утверждает, что современная конституция республики впервые с момента распада СССР является реально действующим основным законом Крыма.
«
"Конституции, которые действовали до 2014 года, все были декларативны, на практике они были практически нереализуемы. Этот документ – фактически независимого государства со всеми необходимыми полномочиями. Мы обладаем правом законодательной инициативы. Мы разрабатываем федеральные законы и продвигаем на уровне федерации изменения в законодательство. Это возможность в участии в решениях на уровне федерации в целом: выборы, референдумы. При этом права, закрепленные в конституции, обеспечены как финансированием, так и всей полнотой власти в России. Самое главное – это реально действующий документ, гарантирующий республике ее статус и полномочия", - отметил Трофимов.
Парламентарий напомнил о предельно сжатых сроках (три недели) для создания и утверждения закона. Ситуация, по информации Трофимова, осложнялась необходимостью перехода из одной правовой системы в другую: Украина имела законодательство унитарного государства, Россия – федерация.
«
"В 2014 году была сформирована конституционная комиссия, в нее вошли депутаты, эксперты, представители научного сообщества, я тогда входил в комиссию как доцент университета. За основу были взяты базовые положения конституций нескольких республик в составе России, в частности, Республики Татарстан. Государственное правовое управление президента РФ помогло нам провести экспертную оценку при подготовке итогового документа. Но в целом сама модель управления и устройства была заложена здесь, составом комиссии", - рассказал Трофимов.
Выборы главы региона
В России есть регионы и республики, где главы субъекта избираются как всенародно, так и местным парламентом, отметил Трофимов. К примеру, ставший одновременно с Крымом субъектом РФ Севастополь перешел на модель всенародного голосования. Крым сохраняет парламентскую систему, уточнил глава комитета, добавив, что со стороны экспертного сообщества периодически возникают предложения скорректировать полномочия исполнительной и законодательной властей в конституции.
«
"Эксперты, которые приезжали в Крым в тот момент (в марте-апреле 2014 года) рекомендовали нам сделать правовую систему с исполнительной властью, избираемой на выборах. Однако опыт Крыма в 1990-е годы показал, что таким образом могут быть высокие риски – когда теоретически люди (избираемые всенародно) не всегда могут конструктивно решать стоящие пред регионом задачи. Модель парламентской республики, когда главу республики избирают непосредственно государственным советом, это форма консолидации общественного компромисса", - сказал Трофимов.
Политолог, руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева в свою очередь сказала РИА Новости, что в данном случае корректно говорить не о парламентской модели, а о косвенных выборах губернатора.
"Предполагаю, что если бы вопрос о процедуре избрания главы Республики Крым был вынесен на референдум, закона о котором у нас до сих пор нет, то большинство крымчан проголосовали бы за прямые и всеобщие выборы губернатора", - считает политолог. Она напомнила, что сегодня прямой порядок выборов применяется в 75 регионах и только в 10 руководители избираются парламентами, в семи республиках и трех автономных округах.
Согласно крымской конституции, инициировать изменения в основном законе могут глава республики, Госсовет в целом и треть от состава депутатского корпуса. Текст же должен приниматься квалифицированным большинством состава парламента - две трети от 75 человек.
"За пять лет ни одного изменения в конституцию внесено не было, что говорит о высоком качестве документа", - считает Трофимов. Он также выделяет его важную особенность. "Принята модель утверждения парламентом не только главы исполнительной власти, но и всех вице-премьеров правительства, а также двух ключевых для республики министров – курортов и туризма, а также экологии и природных ресурсов", - добавил один из разработчиков конституции.
Конституционные законы
В новой конституции утверждена норма о трех государственных языках, которая ранее была практически не реализована, отметил Трофимов. Сегодня на практике эта норма конституции уже работает там, где не противоречит федеральному законодательству (в возможности обучения, общения на родном языке, в судопроизводстве и т.п.). Официальным языком в регионе является русский, он также является языком межнационального значения. Парламентарий обратил внимание, что региональным депутатам еще предстоит окончательно утвердить закон "О функционировании государственных языков республики Крым и иных языков в республике", который был принят в первом чтении в 2017 году.
«
"Буквально после первого чтения поступило огромное количество обращений со стороны общественных организаций, (поправок), которые не предусмотрены федеральным законом… Чтобы не было популистского отношения к тексту закона, приходится каждую норму обсуждать, дорабатывать, все острые углы обтесывать. Поэтому затягивается (принятие) таких законов как "о государственных языках" или "о референдумах", - сказал Трофимов.
На отсутствие еще одного фундаментального конституционного закона – о референдуме в Крыму – обратила внимание Киселева. При этом она напомнила, что право на референдум прописано в конституции республики. Круг вопросов, которые могут решаться на таких референдумах, оговорен в федеральных законах.
«
"В республике Крым до сих пор нет закона не только о местном, но и о региональном референдуме. Хотя, например, у наших соседей – в Севастополе и Краснодарском крае – соответствующие документы уже приняты. В Госсовете в 2016 году зарегистрирован законопроект о местном референдуме, по которому было принято заключение Общественной палаты Крыма. А документа о региональном референдуме, насколько мне известно, пока еще не существует даже в виде проекта", - сказала Киселева.
По ее мнению, принятие отдельных законов о республиканском и местном референдумах в Крыму или единого документа, как в некоторых субъектах РФ, необходимо, так как это касается одного из важнейших демократических институтов – права граждан на прямое волеизъявление.