МОСКВА, 11 апр — РИА Новости, Александр Лесных. Президент Дональд Трамп угрожает Европе пошлинами на товары общей стоимостью 11 миллиардов долларов. Параллельно в Белом доме продолжают обсуждать импортные сборы на европейские автомобили. В чем причина нового витка торговых войн и какие выгоды из этого может извлечь Россия — в материале РИА Новости.
Ультиматум Трампа
Формальный повод для новых ограничений Вашингтона, направленных против стран Евросоюза, — заключение апелляционной инстанции Всемирной торговой организации по спору между США и ЕС о законности субсидирования крупнейшей авиастроительной компании Airbus со стороны Франции, Германии, Испании и Великобритании.
Ссылаясь на решение ВТО, Трамп объявил у себя в Twitter, что скоро Вашингтон введет дополнительные тарифы на импорт европейских товаров общей стоимостью 11 миллиардов долларов. "Евросоюз пользовался преимуществом в торговле с США многие годы, — написал Трамп. — В ближайшее время это закончится".
"Наша конечная цель — соглашение с ЕС о прекращении всех не согласованных с ВТО субсидий на строительство крупных гражданских самолетов. Когда Евросоюз откажется от этих субсидий, вводимые пошлины могут быть отменены", — сообщил торговый представитель США Роберт Лайтхайзер.
В его заявлении подчеркивается: дополнительные пошлины позволят возместить ежегодный ущерб в 11 миллиардов долларов, наносимый США недобросовестной конкуренцией со стороны Airbus.
С жалобой на незаконные субсидии, предоставляемые Airbus странами ЕC, Вашингтон обратился в ВТО еще в 2004 году. В 2011-м международная организация признала, что Евросоюз с 1968 по 2006 год предоставил своим авиастроителям субсидии на 18 миллиардов долларов, благодаря чему Airbus получила возможность быстрее выводить новые модели самолетов на рынок, лишив Boeing заказов как минимум на 300 лайнеров.
В ответ на это решение ЕС отменил две субсидии Airbus, но уже в 2012 году предоставил компании льготный кредит на пять миллиардов евро, чтобы ускорить запуск в серию A350 XWB.
В мае 2018-го Белый дом составил новую жалобу: европейские субсидии при запуске A350 XWB и A380 приводят к значительным потерям при продаже самолетов Boeing 787 и 747, а также к сокращению доли рынка крупногабаритных лайнеров Boeing в ЕС, Австралии, Китае, Корее, Сингапуре, ОАЭ. И запросил санкцию Всемирной торговой организации на введение контрмер против Евросоюза на 11,2 миллиарда долларов. Теперь ВТО дала положительный ответ на этот запрос.
Европа против
Впрочем, европейцы с таким решением не согласны. Во-первых, их не устраивает размер американских пошлин. "Цифра, приведенная в заявлении торгового представителя США, основана на внутренних американских оценках, которые не были подтверждены ВТО, — отмечается в заявлении Еврокомиссии, опубликованном во вторник. — Евросоюз уверен, что объявленные контрмеры чрезмерны, действительная сумма компенсаций может быть определена только назначенным ВТО арбитром".
Во-вторых, европейцев возмутило, что в список товаров, на которые США вводят новые пошлины, помимо самолетов, вертолетов и запчастей к ним, попали оливки, вино и другая продовольственная и бытовая (вплоть до гвоздей и купальников) продукция из всех 28 стран Евросоюза — полный их перечень, опубликованный американским Министерством торговли, занимает 14 страниц. Хотя ВТО признала виновными в предоставлении незаконных субсидий Airbus только четыре крупнейшие европейские страны.
Наконец, как выясняется в ходе расследования недавних катастроф Boeing 737 МАХ, Вашингтон тоже предоставлял своему производителю широкий набор незаконных преференций: от налоговых льгот и выгодных заказов Минобороны до возможности самостоятельно сертифицировать свои изделия. Жалобу ЕС по этому поводу сейчас рассматривают в ВТО.
Чистая политика
Эксперты не сомневаются, что новые торговые санкции Вашингтона против Европы во многом связаны с политическими событиями последних месяцев. Прежде всего, вводя ограничения в отношении всех государств ЕС, Белый дом провоцирует обострение противоречий между старыми и новыми членами Евросоюза.
Известно, что страны Западной Европы в последнее время стремятся дистанцироваться от США, в то время как Польша, Прибалтика и другие бывшие соцстраны считают Вашингттон своим главным союзником.
К тому же Трамп не добился успехов в торговой войне с Китаем — заключение нового торгового договора между США и КНР отложено на неопределенный срок, и уже сейчас ясно, что главной цели — сворачивания Пекином программ развития высоких технологий — американцы так и не достигли. Поэтому хозяину Белого дома срочно необходим новый торговый противник, которого он может показательно покарать в преддверии президентских выборов в США.
И, конечно, Соединенным Штатам нужно спасать от краха своего авиастроителя, переживающего неприятность за неприятностью. После двух нашумевших катастроф Boeing 737 MAX 8 обнаружились проблемы с двигателями MAX 10.
Авиакомпании прекратили заказывать 737-е модели, в результате чего производителю пришлось объявить о резком сокращении планов по их выпуску. В довершение всего на Boeing подали в суд собственные акционеры, обвинив менеджмент компании в том, что инвесторов вводили в заблуждение относительно безопасности самолетов.
В заявлении, поступившем на этой неделе в федеральный суд Чикаго, отмечается, что Boeing "поставил рост прибыли выше принципов безопасности лайнеров и честности в отношениях с акционерами", сообщает Reuters.
В итоге акции компании только за последнюю неделю подешевели почти на десять процентов, до 363,6 доллара, а за месяц стоимость компании снизилась более чем на 35 миллиардов долларов.
Между тем в конце марта Airbus заключила контракт на поставку 300 пассажирских самолетов в Китай. Общую сумму сделки оценивают примерно в те же 35 миллиардов долларов. Понятно, что в Вашингтоне захотели отомстить европейцам.
Впрочем, контракт на закупку авиалайнеров — далеко не единственный пример дружбы ЕС и Китая против США. В конце марта глава КНР Си Цзиньпин посетил несколько стран Евросоюза и провел переговоры о сотрудничестве в рамках масштабного проекта "Один пояс — один путь". В числе итогов визита — подписание 29 контрактов на 2,8 миллиарда долларов между Китаем и Италией.
Успешное продвижение Пекином своего стратегического проекта в Старом Свете Вашингтон обоснованно расценил как собственное геополитическое поражение.
Россия в тренде
Неочевидным на первый взгляд победителем при новом обострении противоречий между ЕС и США может оказаться Россия. Фактически Вашингтон предоставил Евросоюзу отличный повод отказаться от прежних обещаний увеличить закупки американского сжиженного природного газа (СПГ) в пользу российского топлива.
Эксперты уже неоднократно отмечали, что российский трубопроводный газ и СПГ для Европы оказываются гораздо выгоднее американского предложения. Тем не менее в рамках урегулирования прошлогоднего торгового спора (США ввели пошлины на сталь и алюминий из Европы, ЕС в ответ обложила пошлинами американские мотоциклы, виски и еще ряд товаров) европейцы в лице канцлера ФРГ Ангелы Меркель согласились на расширение поставок СПГ из США в ущерб себе.
Теперь надежды американских газовиков стремительно разрушаются. Согласно отчету Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), в прошлом году Россия обошла США по продажам этого вида топлива на ключевых рынках. За весь 2018 год европейские и азиатские потребители закупили 4,43 и 12,86 миллиона тонн российского СПГ против 2,7 и 10,73 миллиона тонн американского. В ближайшие годы показатели экспорта из России будут только расти.
«
"В настоящее время проектируется и вводится в эксплуатацию большое количество заводов, а тенденция к увеличению спроса на СПГ сохранится. По нашим оценкам, этот показатель составит от 300 до 350 миллионов тонн до 2035 года, — заявил российский министр энергетики Александр Новак на Международном арктическом форуме. — Мы нацеливаемся в рамках нашей стратегии до 2035 года выйти на 100-140 миллионов тонн СПГ в год".
Европейские трейдеры уже выстраиваются в очередь даже за тем отечественным СПГ, который планируется вырабатывать на еще не построенных предприятиях. В начале апреля стало известно, что швейцарско-голландский Vitol и испанская газовая компания Repsol заключили с российским "Новатэком" соглашения о ежегодной поставке миллиона тонн топлива с завода "Арктик СПГ — 2". Его введут в эксплуатацию в 2022-м году. При этом договор заключен сразу на 15 лет.
Эксперты гадают, когда в ответ на американские претензии европейцы поднимут "газовый вопрос". После этого Трампу придется поумерить агрессивный настрой. В противном случае американцы лишатся доступа на европейский топливный рынок, а их планы строительства мощностей по сжижению газа на 156 миллионов тонн в год так и останутся на бумаге.