Религия

"Виноват катаклизм". Учёные разгадывают главную тайну Эдема

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 6 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Попытки найти Эдем с недавних пор предпринимают не только богословы, но и ученые — ведь по Библии райский сад находился на Земле. О том, где конкретно его ищут и что говорят по этому поводу "религии Писания" — иудаизм, христианство и ислам — в материале РИА Новости.

Загадочные реки

"И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал", — говорится в библейской Книге Бытия.
Более того, в Писании указаны примерные ориентиры: большая река за пределами Эдема разветвлялась на четыре речки поменьше. Как минимум две из них достоверно известны и существуют по сей день.
«

"Имя одной — Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах (некий драгоценный камень. — Прим. ред.) и камень оникс. Имя второй реки — Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки — Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река — Евфрат", — повествует Библия.

Хиддекель — название реки Тигр на иврите; она, как и Евфрат, протекает по территориям современных Турции, Сирии и Ирака. А вот с речками Фисон и Гихон (или Геон) гораздо сложнее: ни на одной известной науке карте их попросту нет.
"После грехопадения первых людей рай перестал быть нам доступен. Поэтому в Библии нет конкретных сведений о местоположении Эдема, там просто показано, что он когда-то был на Земле", — отмечает старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Серебряков.
Именно это обстоятельство и подвигало исследователей Библии в разные века искать место, где был Эдем. Причем регион поисков не ограничивался Ближним Востоком.
Гравюра Гюстава Доре "Изгнание Адама и Евы из рая"

Рай в горах

Логично, что для поиска Эдема нужно "идти" вдоль упомянутых в Библии Евфрата и Тигра. Правда, есть одно но: откуда начинать маршрут? От устья, то есть от Персидского залива? Или от истока в Армянском нагорье? Мнения на этот счет разные.
Самый очевидный вариант, основанный на буквальном прочтении Библии, — искать райский сад в Армянском нагорье. Именно там, по мнению библеиста Томаса Нельсона, находилась земля Хавила, через которую протекала река Фисон. В Книге Бытия говорится, что земля эта была богата золотом и ониксом. А где как не в горной местности их добывать?
"Произошла величайшая катастрофа, возможно, потоп во времена Ноя — и с лица Земли были стерты следы упоминаемых рек, Фисона и Гихона", — предполагает Нельсон.
Армянское нагорье
Вероятно, русла этих рек попросту пересохли. Либо исчезли в результате землетрясений, которые весьма часты в этом регионе.
В 2001 году археолог Майкл Сандерс заявил, что нашел следы древних рек — для этого ему пришлось проанализировать сотни снимков, сделанных НАСА. Его доводы выглядели убедительными, и, казалось, тайна Эдема близка к разгадке. Однако спустя несколько месяцев исследователь начал буквально сыпать "сенсациями": то он "нашел" храм Соломона, то Ноев ковчег, то Содом и Гоморру. Серьезные ученые просто перестали ему доверять.
В том же году британский археолог Дэвид Рол предположил, что под названием Фисон или Гихон скрывается современная река Аракс, берущая свое начало как раз в Армянском нагорье и протекающая через Турцию, Армению, Иран и Азербайджан. Ученый сопоставил расположение Аракса относительно Тигра и Евфрата, а также изучил свидетельства о реке древних евреев и их соседей. Впрочем, и эту версию многие раскритиковали — нет достоверных археологических сведений.
Река Аракс

Ближневосточный пятачок

"Эдем, если говорить о его культурологической ценности, — одно из центральных мест обсуждения как классического, так и каббалистического (мистического) комментария к Пятикнижию (Торе). Согласно классическому прочтению, он находился где-то в Месопотамии. С точки зрения каббалы (эзотерического учения в иудаизме. — Прим. ред.), существует прорва всяких комментариев, по-разному толкующих данные в Торе ориентиры. Есть даже версия, что Эдем находился в районе Иерусалима. Но в целом поиски ведутся вокруг одного и того же ближневосточного пятачка", — поясняет глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.
Почему именно в Месопотамии? Этот регион в древние времена был очень плодородным (само название переводится как "земля между двух рек"), именно там, как полагают историки, появились первые в мире города. Там же, скорее всего, 14 тысяч лет назад возникло земледелие. Но как в таком случае быть с реками?
Американский археолог Юринс Заринс в 1996 году принялся искать Эдем в устье Евфрата и Тигра, предположив, что "река для орошения рая" — это не что иное, как Персидский залив. По его мнению, то место, где когда-то мог быть райский сад, находится на морском дне. Рекой Гихон, предполагает профессор, является Карун в Иране. Фисоном могла быть высохшая река Вади-Батин, которая, как выяснили археологи, тысячелетия назад орошала восточную и центральную части Аравийского полуострова.

Тайна страны Дильмун

Одну из подсказок, где искать Эдем, исследователи обнаружили в шумерской мифологии, которая имеет немало параллелей с библейским повествованием. Согласно "Эпосу о Гильгамеше", одному из древнейших литературных произведений, райский сад мог находиться в стране Дильмун — именно оттуда, как полагали шумеры, произошло человечество.
С Дильмуном четыре тысячи лет Шумерское государство вело торговлю, о чем свидетельствуют найденные археологами надписи. Оттуда в Месопотамию привозили медь и драгоценные камни. Вот только непонятно, где конкретно находилась эта страна. Одни полагают, что на острове Бахрейн в Персидском заливе, о чем свидетельствуют найденные остатки керамики.
Другие считают, что на острове Файлака в том же заливе, на территории современного Кувейта. "В Бронзовую эпоху на Файлаке находился храм бога Инзака, главного божества Дильмуна, о чем свидетельствуют клинопись и записи на протоарамейском языке", — отмечают специалисты Института археологии Академии наук Словакии, проводившие раскопки.
Остров Файлака. Кувейт
Правда, следы дильмунской культуры ученые находили не только на Аравийском полуострове, но и на побережье Ирана и Пакистана. Это породило предположение, что загадочные реки Фисон и Гихон — Инд и Ганг. Об этом, кстати, упоминал еще иудейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий.

"Эдем уже не тот"

Несмотря на то что, помимо иудеев, поисками райского сада не менее активно занимались и христиане, и мусульмане, до сих пор остается открытым вопрос не только о его местонахождении, но даже о том, что он конкретно собой представлял.
"На иврите "рай" — "иден". Очень трудно сказать, какова его этимология. Поэтому сейчас в иудаизме "другой рай": то, что в наше время называется "райским садом". То есть это уже не географическое понятие, а скорее метафизическое. С точки зрения каббалы это место, находящееся в "одном из высших миров", то есть некое пристанище душ", — отмечает Борух Горин.
В христианстве же на этот счет много веков идут споры. Основных версий две: либо Эдем был на Земле, но его уничтожил Всемирный потоп, либо Бог "изъял" его из мира.
Триптих Иеронима Босха "Сад земных наслаждений"
"Согласно этой версии, рай нам недоступен. Но те, кто прославил себя святостью, туда попадают. В Писании есть намеки, что там побывал апостол Павел. Разбойник, распятый со Христом, тоже там оказался", — замечает диакон Николай Серебряков.
Правда, остается вопрос: это тот самый рай, откуда Бог изгнал Адама и Еву, или же какой-то другой? И на этот счет в христианстве есть разные точки зрения, но четкого ответа нет.
«

"Не совсем корректно утверждать, что рай находится где-то на небе. Тот рай, о котором говорится в Библии, находился все-таки на Земле. При этом мы в Евангелии читаем: "Отче наш, сущий на небесах" — но это несколько иное. Во всех религиях говорится о небе как о некоем архетипе, который противопоставляется земле. То есть это такое образное понятие духовного мира", — говорит заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Вот и согласно исламскому вероучению, Эдем находится "над небесами", объясняет муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. Об этом говорится в Коране и Сунне (исламском предании).
"Это основная точка зрения в исламе. Например, Ибн Аббас, один из ученых мужей и сподвижников пророка Мухаммеда, полагал, что рай находится "на седьмом небе", а ад — "на седьмой ступени Земли", то есть на глубине. А "эдемский сад" в арабском языке означает некое "место обитания людей, заслуживших рая", а не его название", — поясняет муфтий.
Загадка Голиафа: откуда пришел самый известный воин Библии
Обсудить
Рекомендуем