МОСКВА, 2 апр — РИА Новости, Виктория Дубовская. Пермский краевой суд на днях подтвердил невиновность Елены Барабанщиковой в убийстве ее гражданского мужа Александра Меньшикова. По версии следствия, Барабанщикова в ссоре несколько раз ударила его ножом, отчего тот скончался на месте. Однако адвокаты смогли дважды убедить присяжных, что все было не так. РИА Новости попыталось разобраться в запутанной истории.
"Начала пилить"
Трагедия произошла 31 марта 2018-го в квартире Меньшикова. Прибывшие на вызов медики обнаружили труп 45-летнего мужчины с ножевыми ранениями и сообщили в полицию. Оперативники быстро выяснили, что убит хозяин квартиры, а единственный свидетель случившегося — его сожительница Елена Барабанщикова.
© Фото : из личного архива
Погибший Александр Меньшиков
Она заявила следствию, что произошел несчастный случай. По ее словам, в тот вечер Меньшиков вернулся домой пьяным, из-за чего они сильно поругались. Барабанщикова признает, что в ссоре схватилась за нож, но уверяет, что Меньшиков "на него напоролся сам".
Эту версию присяжные выслушали дважды. Барабанщикова переехала к Меньшикову за четыре месяца до этого. От предыдущего брака у него двое детей — они живут с матерью. "В тот день Саша с ними встречался. Для него это был праздник: Ирина (бывшая жена. — Прим. ред.) не позволяла им часто видеться", — говорит Барабанщикова.
От пьяного сожителя она узнала, что встреча с семьей закончилась скандалом: бывшая жена в очередной раз напомнила, что Меньшиков нигде не работает и детям особо не помогает. Барабанщикова тоже, как сама выразилась, принялась его пилить.
© Фото : газета "Местное время"
Елена Барабанщикова (слева) в зале суда
"Саша не выдержал, бросился на меня. Я взяла нож и размахивала им перед собой, — рассказывает обвиняемая РИА Новости. — Он схватил меня сзади и стал тянуть лезвие к животу. Это было страшно. Я взмолилась, едва сумела докричаться, чтобы отпустил".
Меньшиков успокоился ненадолго. Через какое-то время напал снова, а она схватилась за другой нож. Сожитель повалил Елену на пол. Следующую минуту эксперты разбирали по секундам.
«
"В коридоре было темно, я вскочила и прижала нож к груди. А Саша, видимо, подумал, что я его выронила. Он прыгнул на меня, полностью прижался и притих. Тут я поняла: между нами нож", — объясняет Барабанщикова.
Следователи в это не поверили и возбудили уголовное дело по части 1 статьи 105-й УК России "Убийство". Результаты экспертизы и следственного эксперимента также разошлись с показаниями обвиняемой. Она продемонстрировала следователям, как именно держала нож в момент трагедии, и специалисты установили: при таком положении он должен был воткнуться в тело жертвы как минимум на три сантиметра ниже.
Два обжалования
© Фото : газета "Местное время"
Мать и бывшая жена погибшего в зале суда
Мать погибшего и его бывшая жена потребовали от Барабанщиковой три миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда. Несмотря на все улики, Елена вину категорически не признает: "Все говорили мне: "такого быть не может". Но если со мной случилось, значит, может".
На первом суде обвиняемой поверили четверо присяжных из шести, на втором — вся коллегия. Решением Пермского краевого суда Барабанщикова дважды оправдана за отсутствием состава преступления.
Защита обвиняемой нашла объяснение разнице в высоте раны: Меньшиков раньше играл в хоккей и ходил на немного согнутых ногах. "Походка хоккеиста" усиливалась под действием алкоголя. Барабанщикова несколько раз снимала пьяного сожителя на видео, чтобы его пристыдить. Эти кадры очень пригодились адвокатам.
© Фото : из личного архива
Погибший Александр Меньшиков
Обвинение обжаловало первый оправдательный приговор в краевом суде и добилось повторного рассмотрения. Прокуроры настаивали на том, что защита доводила до присяжных сведения, которые могли оказать на них давление. Так, в ходе судебных заседаний Елена не раз плакала, просила проверить ее на полиграфе, говорила, что не боится наказания.
По мнению адвоката Рафаэля Нуруллина, вердикт по делу Барабанщиковой — большая победа защиты, поскольку суды очень редко выносят оправдательные приговоры по статье "Убийство". Да и вообще в прошлом году таких приговоров по всем уголовным делам на всю страну было меньше процента.
Однако защита опасается, что прокуратура и семья погибшего опять обжалуют решение суда. Причем число возможных пересмотров дела законом не ограничено.
Так, в марте этого года суд Санкт-Петербурга в третий раз оправдал жителя Владикавказа, обвиняемого в организации убийства собственной тети. Присяжные уже трижды вставали на сторону подсудимого, но обвинение снова обжаловало их решение.