МОСКВА, 31 мар — РИА Новости, Мария Савельева. Десятки тысяч людей подписываются на "виртуальные кладбища" — группы в социальных сетях, где собраны ссылки на страницы умерших людей. Участники таких сообществ пристально изучают аккаунты тех, кого уже нет в живых: смотрят последние фото и записи на "стене", пытаются разгадать причину самоубийства или проследить развитие смертельной болезни. Почему их так увлекает чужая смерть и насколько этично само существование "виртуальных кладбищ" — в материале РИА Новости.
"Стало рутиной"
Андрей Логов (имя изменено) — студент-юрист и администратор одной из групп, где выкладывают ссылки на страницы умерших. У его сообщества — 26 тысяч подписчиков. "В свое время много говорили о том, что скоро в соцсетях будут целые кладбища. Я решил попробовать создать такое", — рассказывает он РИА Новости. Андрей объясняет: его цель — показать людям, что жизнь коротка, поэтому нужно провести ее с пользой. Доходов группа не приносит, это занятие "для души", хотя Логов не скрывает: был бы рад подзаработать, да только никто не хочет покупать рекламу на "виртуальном кладбище". К постоянным встречам с чужими смертями он уже привык.
«
"Раньше было трудно. Я просматривал фотографии умерших, было очень жалко близких, друзей, их самих. Сейчас это стало рутиной, но иногда все равно становится грустно. Как-то одна девушка прислала ссылку на страницу своего брата, который покончил с собой год назад. Обычно нам отправляют информацию посторонние люди, родственники — почти никогда. Это тронуло меня", — говорит студент.
Андрей признается, что его часто просят закрыть группу. В основном жалобы возникают из-за подписчиков, которые цинично высмеивают чужое горе, в том числе и на страницах родственников умерших. Таких, по словам администратора, десять-пятнадцать процентов: "Это очень много". Учитывая общее количество подписчиков, получается, что "хейтеров" — от двух до четырех тысяч. "Не знаю, почему они это делают. Я не вижу в этом никакого смысла. Наверное, современная молодежь такова. К слову, они называют это юмором", — пожимает плечами Андрей. "Троллей" администратор добавляет в черный список, впрочем, признает, что такие меры не помогают: "Подобных людей становится очень много, не успеваю блокировать всех, а те, кого я исключаю из сообщества, просто находят группы схожей тематики".
Ссылку на аккаунт человека, которого нет в живых, Логов может удалить из группы по обращению любого из родственников или знакомых умершего. "Обычно я прошу предоставить любые доказательства общения. Это может быть личная переписка, общие фото, публичное выражение скорби до поста в моей группе. Также для проверки пишу личное сообщение на страницу покойника — если отвечают родственники, также выполняю любые их просьбы". Несмотря на цинизм некоторых участников, Андрей считает, что существование таких групп оправданно: "Хотя людей, которые могут причинить боль, много, тех, кто адекватно к этому относится, все-таки больше".
Помимо "троллей" есть те, кто заходит, чтобы испытать мистический ужас перед смертью, осознать всю скоротечность и хрупкость жизни. Интересуются аккаунтами и люди, которые хотят что-то из этого извлечь: например, понять, почему подростки решаются на самоубийство, и не допустить этого в собственной семье.
"Никаких чувств"
У "троллей" своя схема. Так, едва ли не под каждым постом в комментариях публикуется скриншот уведомления онлайн-игры: "Давно тебя не было в уличных гонках! Заходи!". Практически все сообщения о смерти превращаются в соревнование любителей черного юмора, исключения не делают даже для погибших детей.
На странице женщины, потерявшей ребенка во время пожара, выложено трогательное новогоднее фото c ним и подпись: "Прости, сыночек, что не уберегли". Под постом десятки комментариев, большинство из них — с соболезнованиями. Но последние, опубликованные почти через месяц после трагедии, откровенно глумливые. Издевательские комментарии появились в тот же день, когда ссылки на страницы погибшего мальчика и его матери выложила одна из групп, представляющая собой "виртуальное кладбище".
Подписчик Анатолий Кравченко (имя изменено) рассказывает, что посетители таких пабликов делятся на тех, кто заходит на страницы умерших "ради потехи", и "простых обывателей, которым интересно". Себя Анатолий относит ко вторым, что, впрочем, не мешает ему оставлять циничные комментарии. Подписчик Лев Зыгарев (имя изменено) на вопрос, вызывают ли у него какие-то чувства сообщения о погибших, уверенно отвечает: "Никаких".
"Пророчество сбылось". Какие тайны хранит "город мертвых" в центре Москвы "Осознание хрупкости"
Для другой категории посетителей "виртуальных кладбищ" такие паблики — способ самопознания. "Хочешь жить — готовься к смерти, — говорит подписчик Андрей Кукушкин (имя изменено). — Осознание хрупкости моего организма позволяет мне дисциплинировать себя. Как бы парадоксально это ни звучало, мне проще жить, когда я помню, что умру. Memento mori, все дела. Я, конечно, возмущаюсь, когда читаю, что кто-то выехал на встречку, превысив скорость, и унес с собой в могилу несколько ни в чем не виноватых людей. Но в основном эта группа просто служит напоминанием о том, что смерть неизбежна".
Похожего мнения придерживается и подписчица Ангелина Вершинина (имя изменено). "Дня два это волновало воображение: жил человек, мемы публиковал, комментарии писал, а потом "был в Сети такого-то числа" и больше не будет уже, — объясняет Вершинина. — Здесь выкладывают свежие и красивые фото твоих ровесников в формате инстаграма, это не черно-белый портрет в учебнике истории. Смотришь на них и понимаешь, что и для тебя любое появление онлайн может стать последним. Но размышлять на эту тему я быстро перестала, через пару месяцев отписалась. Мне кажется, те, кто всерьез этим увлекается, не совсем психически здоровы. Хотя нельзя списывать со счетов подростков, которые мнят себя эстетами смерти. В их случае это временное помешательство".
Ирина Бурина (имя изменено) зашла на "виртуальное кладбище", когда интернет бурлил, обсуждая "синих китов". Она растит сына, поэтому ей важно было понять, что движет детьми-самоубийцами. "Я читала в основном о тех, кто совершил суицид. Просто не понимаю этого: кто их толкает, что такого должно случиться, чтобы не думать о родителях, близких и решиться на этот шаг. Искала ответы, но не нашла, — рассказывает Ирина. — Соглашусь, что это странный формат. Больше не захожу в такие группы — просто не могу. Жаль всех. Не приведи Господь".
"Мне интересно, отчего умирают люди и что можно сделать, чтобы предотвратить это, — делится мнением подписчица Александра Зауер. — Я узнаю, где эпидемия гриппа, пытаюсь понять, почему столько молодежи умирает от образования тромбов. Недавно выяснила, что бывают аритмии, от которых умирают молодые и здоровые. Стала меньше ездить на автомобиле и внимательнее следить за здоровьем своих близких, стараюсь больше любить жизнь. Приходит осознание, что надо все успеть и как можно больше дать своему ребенку. А еще это помогает не ругаться ни с кем, потому что каждый день может стать последним — не стоит тратить время на ерунду".
Как тела умерших людей находят спустя месяцы и годы после смерти "Это было нужно всегда"
Профессор кафедры психологии личности МГУ Галина Солдатова считает появление онлайн-кладбищ закономерным явлением. "Один из базовых внутриличностных конфликтов — противоречие между желанием жить и осознанием гнетущей неизбежности смерти, — объясняет Солдатова. — Этот страх начинает преследовать человека очень рано — с дошкольного возраста. Конфликт между радостью жизни и осознанием смерти каждый решает индивидуально, с этим помогают справиться мифы, религия, искусство, наука. Культура смерти всегда была связана с определенными традициями горевания, различными идеями загробной жизни. Люди нуждаются в методах и способах преодоления страха. Так было всегда. Сейчас это переносится в цифровую среду. Скорее всего, "виртуальные кладбища" будут развиваться".
Солдатова считает: те, кто цинично оскорбляет умерших, подписываются на такие группы по тем же причинам, что и остальные люди — чтобы проработать свой страх смерти. Вот только у "троллей" срабатывает другой психологический алгоритм.
«
"Все люди разные, их реакции зависят от общего уровня культуры, индивидуальных особенностей. Среди защитных механизмов есть примитивные: отрицание и агрессия. Функция культуры — не только успокаивать страх смерти, но и ставить определенные рамки для проявления злобы и жестокости. В обычном мире мы научились жить в этих границах, а в онлайн-пространстве этикет еще не сформировался", — уточняет эксперт.
Психолог признает: во время просмотра страниц "онлайн-кладбищ" у нее возникло ощущение, что "экзистенциальные страхи начали обостряться". "Однако в психологии есть такой способ: усилить страх, чтобы справиться с ним, — добавляет она. — Еще один важный момент — память. Люди забывают ушедших, а понимание, что ничего не останется после тебя, усиливает страх. "Виртуальные кладбища" помогают справиться с ужасом при мысли о смерти. Есть надежда, что память останется, а значит, мы не умрем окончательно, навсегда".