МОСКВА, 27 мар — РИА Новости, Александр Лесных. Вице-премьер Дмитрий Козак убедил нефтяников продлить соглашение о заморозке цен на бензин и дизель еще на три месяца. Итоговый перечень мер по стабилизации топливного рынка должен быть согласован до конца недели — действие предыдущего истекает 31 марта. Ожидается, что производителям разрешат сократить поставки топлива на внутренний рынок. Почему правительство пошло на такой шаг и что это значит для автовладельцев — в материале РИА Новости.
По рукам
Сколько бы представители нефтяных компаний ни жаловались на падение доходов из-за заморозки цен на моторное топливо (о росте выручки из-за резкого скачка цен весной-летом прошлого года предпочитают не вспоминать), позиция правительства России не меняется.
«
"Люди не должны сталкиваться с необоснованным ростом цен. Для этого, напомню, мы приняли ряд решений. <…> Нам надо определиться с дальнейшими шагами, что необходимо сохранять, что сохранять не следует, особенно с учетом предстоящего сезонного спроса на моторное топливо", — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на прошлой неделе.
Отметим, что сейчас расходы россиян на бензин не выглядят разорительными: как показал опрос агентства "Автостат", 58 процентов автовладельцев тратят на это не больше четырех тысяч рублей в месяц.
Это прямой результат соглашения о заморозке цен на бензин и дизель, заключенного с нефтяниками в ноябре. Документ подписали Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэнерго и десять крупнейших нефтяных компаний страны: "Роснефть", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Русснефть", "Газпром нефть", "Новый поток", "Нефтегазхолдинг", "Лукойл", "ТАИФ-НК" и "Татнефть".
Тогда вице-премьер Дмитрий Козак пообещал: правительство примет все меры, чтобы рост цен на топливо не обогнал инфляцию. Обещание выполнили.
«
По данным Банка России и Росстата, инфляция в январе составила один процент по отношению к декабрю 2018-го, а цены выросли на 0,7 процента у 92-го бензина, на 0,73 процента у 95-го и 0,95 процента у 98-го.
В феврале инфляция упала до 0,4 процента к январю, причем бензин подешевел: минус 0,18 процента — 92-й, минус 0,15 процента — 95-й и минус 0,16 процента — 98-й.
"Соглашения о заморозке цен сыграли свою роль, — отметил Козак на вчерашнем совещании с нефтяниками. — Я хочу выразить благодарность нефтяным компаниям, которые в целом соблюдали все договоренности, благодаря чему удалось стабилизировать цены на внутреннем рынке даже в условиях роста мировых цен на нефть".
Взаимная выгода
В ближайшие месяцы условий для подорожания топлива нет. В том числе благодаря большим запасам бензина и дизеля, которые сейчас превышают прошлогодние объемы на десять и 30 процентов соответственно, сообщил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Накопить запасы помогло обязательство нефтяников увеличить поставки бензина и дизеля на российскую сырьевую биржу на три процента. Без ноябрьского соглашения это топливо, вероятно, отправили бы на экспорт, и внутренний дефицит привел бы к росту цен.
Теперь правительство готово дать нефтяникам поблажку, отменив требование дополнительных поставок на биржу. При этом компаниям, отказывающимся от экспорта в пользу внутреннего рынка, полагается компенсация из бюджета, если экспортные цены превысят 51 тысячу рублей за тонну топлива.
Таким образом, правительство пытается стимулировать внутренние продажи, не прибегая к жестким административным методам (о пошлинах на экспорт, которыми чиновники угрожали осенью, сейчас уже никто не говорит).
Продление же соглашения о заморозке цен объясняют исключительно техническим моментом — необходимостью согласовать со странами ЕАЭС новый механизм регулирования зарубежных поставок. В качестве такого механизма рассматривается лицензирование экспорта бензина и дизеля. Как сообщил Дмитрий Козак, нефтяники согласились на этот вариант и правительство скоро приступит к согласованию его параметров с другими государствами ЕАЭС.
Сопутствующие товары
Нефтяники тем временем стараются компенсировать упущенную выручку из-за заморозки цен и ограничений на экспорт топлива. В частности, за счет продажи на заправках сопутствующих товаров, в первую очередь продовольственных.
Так, "Роснефть" за прошлый год заработала около четырех миллиардов на "кофе с собой", предлагаемом клиентам АЗС. С учетом чая и хот-догов, еды на вынос это обеспечило почти четверть выручки автозаправок компании.
По просьбам нефтяников правительство в ближайшее время может отменить введенный в 2011 году запрет на продажу на АЗС алкогольных напитков крепостью до 16,5 процента. Об этом недавно говорил президент "Лукойла" Вагит Алекперов. Рядом со многими заправками постоянно дежурят автомобили, чьи водители торгуют спиртным из-под полы, сетовал он. Отмена запрета, по мнению Алекперова, пресечет нелегальную коммерцию, а главное — обеспечит дополнительный доход продавцам топлива даже при стабильных ценах на бензин и дизель.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, запрет на продажу некрепкого алкоголя на АЗС может быть снят в ближайшие месяцы, в первом полугодии.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, запрет на продажу некрепкого алкоголя на АЗС может быть снят в ближайшие месяцы, в первом полугодии.