В начале марта в Центре испытаний "НАМИ" завершился квалификационный этап технологического конкурса Up Great "Зимний город", организованного РВК, Фондом "Сколково" и АСИ. В финал соревнований по разработке беспилотного автомобиля для зимних дорог вышли пять команд, которые в декабре поборются за призовой фонд в размере 175 миллионов рублей. Руководитель Центра испытаний "НАМИ" Денис Загарин в интервью корреспонденту РИА Новости Олегу Никишенкову рассказал о том, как полигон подготовился к конкурсным испытаниям и в каких сферах использование беспилотного автотранспорта может стать реальностью уже в ближайшие годы.
— Денис Александрович, Центру испытаний "НАМИ" в этом году исполняется 55 лет. Расскажите об истории создания этого уникального комплекса, единственного на территории бывшего СССР.
— История Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) началась в первые годы существования советской республики. Конечно, тогда никакой стендовой базы для серьезных научных изысканий не было. Надежность автомобилей испытывали с помощью автопробегов. Однако, пробеги — не самый лучший способ проверки автомобиля. Дело в том, что качество дорог имеет свойство меняться, и из-за улучшения дороги понять, повысилась ли надежность и были ли внесены правильные изменения в конструкцию авто, просто невозможно. Поэтому на вооружение был взят американский опыт: создание полигона, где из года в год, в течение десятилетий условия дорожного покрытия постоянные.
Первый испытательный полигон СССР появился в тридцатых годах в Химках, однако он просуществовал недолго. После Великой Отечественной войны было решено перенести его в другое место. Нужно было найти площадку, где можно испытывать автомобили на разном рельефе, и такой уникальный кусок земли нашелся в Подмосковье, в Дмитровском районе, где во время пост-ледникового периода сформировалась Клинско-Дмитровская гряда. Здесь самой природой создано уникальное сочетание рельефа: равнины и взгорья. Постановлением правительства НАМИ был выделен этот участок, построен дорожный полигон и небольшой городок рядом с ним.
— Чем сейчас живет полигон, какие устройства, площадки, дороги функционируют здесь?
— От советского прошлого мы унаследовали 115 километров дорог различного типа и обслуживающий поселок, в позднесоветский период полигон прирастал научными лабораториями. Мы развиваемся в унисон с современными технологиями и работаем на будущее. Здесь есть все для того, чтобы быть в текущих трендах современного автомобилестроения, в том числе по вопросам испытания на надежность, доводки любого автомобиля до современных требований пассивной безопасности. И именно здесь автомобилю в конечном итоге дается путевка в жизнь — осуществляется его сертификация. Прежде чем машина выходит на дороги России и Таможенного Союза, она проверяется у нас на соответствие ряду обязательных требований. Мы обладаем передовыми возможностями проверки по таким ключевым параметрам, как устойчивость на дороге, пассивная безопасность, соответствие экологическим требованиям и другим.
— Судя по тому, какое внимание вы уделяете беспилотным технологиям, этот тренд соответствует планам развития Центра испытаний?
— Безусловно. Мы понимаем, что сейчас многие страны всерьез взялись за снижение количества ДТП и их последствий для жизни и здоровья человека. Добиться этого снижения можно, исключив из управления автомобилем слабое звено — человека. Водитель устает и делает ошибки. Весь мир идет по пути массового внедрения автопилотов. И этот путь уже пройден в самолетостроении и в железнодорожных поездах, например. Ориентируясь на будущее, мы создаем новые технологии испытаний, в частности для беспилотных автомобилей. Но одного этого недостаточно, нужно развивать и технологии передачи данных. Автомобиль должен уметь взаимодействовать с окружающей средой, будь то объекты городской инфраструктуры или другие участники дорожного движения.
— Координируете ли вы свою работу в этом направлении с международным сообществом?
— С момента основания полигона наши специалисты участвовали в международной законотворческой деятельности в рамках ООН и Европейской экономической комиссии, где образована рабочая группа по автоматическим, автономным и подключенным автомобилям. Важно, чтобы Российская Федерация не осталась в арьергарде международного технического регулирования.
— Четыре года назад вы уже создали площадку для тестирования беспилотных автомобилей, предвидели рост интереса к этой технологии?
— Действительно, мы сработали с некоторым опережением, потому что четко понимали, что трендом десятилетия, несомненно, будет искусственный интеллект: прорыв в сфере информационных технологий позволил вывести это направление на принципиально новый уровень. Параллельно мы изучали, чем занимаются американцы и европейцы, увидели возможности для России. Тогда еще не было "массового" понимания этого вопроса, но мы все-таки решили построить эту площадку. На будущее. Использовали старый заброшенный участок, где раньше стояла техника для автокросса. Создали в итоге на высоком техническом уровне: несмотря на относительно небольшую площадь, она сконфигурирована таким образом, что на ней можно испытывать самую разную автотехнику, вплоть до автопоездов.
© Фото предоставлено пресс-службой РВК
Прохождение снежного заслона
— Вы назвали эту площадку "город", как удалось имитировать городскую среду?
— Имитировали и городские, и пригородные условия, в том числе создали участки шоссе. Но основное внимание уделили именно "городу", это оказалось самой трудной частью работ по модернизации площадки. Все же движение по загородному шоссе — это в основном монотонный однообразный процесс. А в городе есть ряд, как мы это называем, провокационных факторов, проще говоря, помех. Большое количество зданий и других объектов недвижимости, неожиданно возникающие другие участники движения, плотное светофорное регулирование и многие другие моменты. Мы постарались все это имитировать и сразу же сделали площадку в реконфигурируемой технологии. Это нужно для того, чтобы мы могли перемещать макеты зданий и сооружений, меняя конфигурацию улиц, путая тем самым беспилотник. У нас все макеты, светофоры, машины-мишени и другие объекты мобильные. На площадке также создано специальное освещение и видеонаблюдение. Но чем больше мы занимались беспилотными технологиями, тем больше понимали, что пока мы построили всего лишь "детский садик".
Климатические особенности — еще один важный аспект беспилотной навигации. Радар может быть занесен снежной кашей или покрыт ледяной коркой, и даже уже имеющиеся системы помощи водителю могут перестать работать. Еще один фактор — отсутствие видимости разметки из-за осадков. Чтобы воссоздать эти и другие условия мы предусмотрели создание на площадке искусственных климатических препятствий.
— Как вы планируете развивать свой "детский садик" для беспилотников?
— Мы расширим эту площадку, фактически по всему полигону будем испытывать беспилотники. Они будут ездить и по скоростным, и по горным трассам. При этом мы, конечно, понимаем, что все жизненные ситуации мы все равно никогда не поймаем. Специалисты уже сейчас отмечают не менее 28 тысяч различных дорожных ситуаций, в которые может попасть беспилотный автомобиль. Конечно, всех их просто невозможно учесть в рамках одних сертификационных испытаний. Мы также прекрасно понимаем, что в области беспилотных автомобилей быстрого результата не будет. Требуются большие финансовые, инфраструктурные инвестиции. Поэтому мы продолжаем развивать исследования в направлении безопасности традиционных автомобилей.
— Поделитесь, пожалуйста, Вашим впечатлением от команд, которые приняли участие в квалификационных заездах конкурса Up Great.
— Мы увидели, как быстро выросли вузовские команды. Они начинали с простейшего внедрения элементов автопилотирования в "мозги" автомобиля, в электроусилитель и в АКП, а сейчас уже перешли к созданию полноценных беспилотников, размещая на автомобилях органы машинного зрения и осязания. Из тех, кто вышел в финал, я бы отметил довольно сильные вузовские проекты МАДИ и НГТУ, а также команды StarLine, BaseTrack.
© Фото предоставлено пресс-службой РВК
Автомобиль StarLine
В рамках конкурса Up Great "Зимний город" происходит реальный отбор. Из девяти приехавших на соревнования команд допущены к квалификации на площадку были только семь. Две команды не смогли доказать жюри возможность соблюдения условий безопасности на полигоне, а это очень важно. В итоге с испытаниями успешно справились пять команд, причем три команды выполнили по семь заданий из восьми, это более чем хороший показатель. Остальные команды выполнили только половину заданий. Фактически у многих команд возникли те или иные трудности при преодолении снеговой завесы. Нам пришлось брать в аренду снеговые пушки, так как погода была теплая, и с их помощью имитировать метель. Многие беспилотники воспринимали завесу как стену белого цвета и останавливались, а должны были распознать и продолжить движение.
Наши коллеги — организаторы Up Great (РВК, Фонд "Сколково", АСИ) очень серьезно и по-деловому настроены. Нам пришлось конкурировать с другими площадками за право принимать испытания конкурса Up Great "Зимний город". Хотел бы отметить, что наш полигон все больше и больше доказывает свою востребованность.
— Где, на ваш взгляд, в России беспилотные автотранспортные средства будут внедрены в первую очередь?
— Думаю, это будут разнообразные закрытые промышленные территории. Представляются перспективными и торгово-выставочные комплексы, аэропорты, объекты с тяжелыми и опасными для человека условиями труда: от карьеров глубокого залегания до шахт с повышенной загазованностью. Очень, на мой взгляд, интересно направление, связанное с грузовыми междугородними перевозками. Уже до конца 2019 года беспилотные грузоперевозки планируется протестировать на трассе М-11 (Москва — Санкт-Петербург). Думаю, что такие перевозки будут в ближайшее время перспективны для грузовых беспилотных автопоездов и востребованы экономикой России.