Календарь праздников - Религия и мировоззрение

20 марта: у иудеев праздник Пурим

Религиозные праздники 20 марта
Читать на сайте Ria.ru
Пурим
Этот еврейский праздник установлен, согласно библейской книге Есфири (Мегилат Эстер), в память спасения евреев, проживавших на территории Персидской империи от истребления их Аманом, любимцем персидского царя Артаксеркса, или Ахашвероша (Ксеркса I).
Это были те евреи, которые не стали возвращаться на историческую родину из Вавилонского плена — когда персидский царь Кир, завоевав Вавилон, разрешил евреям вернуться, лишь 42 тысячи из них откликнулись на его призыв, тем более, что и при Кире, и при его наследниках персидская власть отличалась веротерпимостью.
В 486 году до н.э. царем стал Ксеркс, которого греки назвали Артаксерксом, а евреи — Ахашверошем. Могущество его не знало границ: в состав его империи входили Индия, Малая Азия, Фракия, Македония, Вавилония, Сирия, Страна Израиля, Египет и часть Аравийского полуострова.
Главная героиня книги Есфирь (Эстер) была родственницей и воспитанницей еврея Мордехая, жившего в столице империи Сузах (Шушан) и однажды спасшего жизнь Артаксерксу (Ахашверошу). И когда перед царем встала проблема выбора жены, он остановился на Есфири.
Один из придворных, Аман, был крайне раздражен таким возвышением Мордехая и, сплетя сеть интриг, добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. А Мордехай, узнав об этом, потребовал от Есфири, чтобы та заступилась перед царем за свой народ, и она, вопреки строгому придворному этикету, явилась к Артаксерксу без приглашения и зазвала его на приготовленный ею пир, во время которого и упросила защитить евреев.
Узнав подоплеку интриг Амана, царь приказал повесить его на той виселице, которую тот приготовил для Мордехая, а вместо изданного ранее указа об истреблении евреев разослал указ, даровавший им право защищаться. И евреи, с оружием в руках защищая свою жизнь, уничтожили множество персов.
В память об этом и был установлен праздник Пурим (от слова "пур", что означает "жребий", который Аман бросал жребий, чтобы назначить месяц истребления евреев).
Согласно книге Есфири, евреи уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление (в столице избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара).
В Торе нет никаких специальных предписаний для Пурима, говорится только о ежегодном праздновании евреями 14 и 15 адара и предписывается, "чтобы их сделали днями торжества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяние бедным".
А начинается праздник утром 13-го Адара с Таанит Эстер (поста Есфири) — в память о том, как евреи Персии постились и молились о спасении и победе в битве с врагами, и в напоминание, что Бог слышит их молитвы в трудные времена.
Главная часть празднования — публичное чтение Мегилат Эстер (книги Есфири) по свитку во время вечерней и утренней молитвы в синагоге. Причем, при произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум, топаньем ног, свистом и специальными трещотками выражая ненависть и презрение к памяти злодея. Обычно шуметь трещотками поручают детям.
Кроме чтения Мегилат Эстер непременными атрибутами Пурима должны быть праздничный пир, "мишлоах манот" (буквально — "посылка яств") и "подарки бедным".
В отличие от Хануки, увековечивающей спасение народа Израиля от духовного уничтожения, Пурим символизирует борьбу за его физическое выживание, поэтому празднование как бы заявляет на весь свет: вот, мы живем, едим, пьем и веселимся! А "мишлоах манот" (обмен яствами с друзьями и близкими) и "подарки бедным" доказывают, что неотъемлемая часть этой жизни — забота о ближних.
С глубокой древности вошло в обычай организовывать сбор средств для нуждающихся, чтобы у них было все необходимое для Пурима, и возник обычай печь на Пурим сладкие треугольные пирожки с начинкой из мака или варенья, которые почему-то получили название "уши Амана".
На протяжении веков сложился чрезвычайно богатый фольклор, связанный с этим праздником. Пурим — это карнавал. В современном Израиле в Пурим проводятся даже карнавальные шествия. Особый жанр этого праздника — Пуримшпиль (на идишe "пуримское представление"), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально они были просты и коротки, однако уже в начале XVIII века постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями, музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк
У православных в этот день - память Херсонесских епископов-мучеников
Священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом в Крыму. С проповедью Евангелия они доходили от Причерноморья до Дуная и Днепра, а мученическую смерть почти все приняли в городе, где, по преданию, в 987 году принял крещение Киевский князь Владимир.
Начало просвещения Тавриды было положено, по преданию, апостолом Андреем Первозванным. Затем распространению здесь христианства способствовали его же гонители, ссылая сюда исповедников Христа. Так, в царствование императора Траяна в Херсонес, в Инкерманские каменоломни, был сослан ученик святого апостола Павла Римский епископ Климент. Там он продолжил свою проповедь и там же принял мученическую смерть.
В IV веке, до начала Великого гонения на христиан императора Диоклетиана, в Херсонесе, который служил базой для римских воинов, была учреждена епископская кафедра: Иерусалимский патриарх Ермон направил туда епископов Ефрема и Василия. Затем Ефрем отправился к скифам, жившим по Дунаю, где и был ими убит. А Василия, проповедовавшего в Херсонесе, в конце концов избили, выгнали из города, и, пока страсти не улеглись, он скрывался в пещере в окрестных горах, а вернувшись в Херсрнес, стал жертвой вооруженной толпы, натравленной на него местными иудеями: 7 марта (20 марта по новому стилю) 309 года его схватили и, связав, волокли по улицам, пока, наконец, не забили до смерти камнями и палками. Останки святого христиане похоронили в пещере.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника — епископы Евгений, Елпидий и Агафодор — решили ехать в Херсонес продолжать святое дело. Они с жертвенной самоотверженностью проповедовали Евангелие, но вскоре разделили участь своего предшественника — 7 марта 311 года беснующиеся язычники также побили их камнями, и тела их христиане тайно погребли в той же пещере.
А через несколько лет, уже при Константине Великом, из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий, но язычники продолжали буйствовать, и он вынужден был отправиться в Константинополь с жалобой императору. Только после его вмешательства херсрнесские христиане смогли беспрепятственно совершать богослужения, и Еферий успел даже построить в городе храм. Скончался он на острове Алос, возвращаясь из Константинополя, куда вторично ездил благодарить императора Константина за защиту христиан.
На его место в город прислали епископа Капитона, который, прослужив там несколько лет, в одной из своих миссионерских был застигнут бурей в устье Днепра, корабль его прибило к берегу, и местные жители-язычники, ограбив судно и захватив в плен спутников святителя, самого его утопили.
От древнего Херсонеса теперь остались лишь развалины близ Севастополя, да вырубленный в скале над морем в Инкерманской долине небольшой храм святого Климента Римского, в котором сохранились гробницы мучеников, пострадавших здесь за Христа.
С начала V века город стал духовным центром, откуда христианская проповедь распростра¬нялась на север, в сторону Руси. С IX века в Херсонесе начало селиться все русских. Археологические раскопки показали, что в нем было более 50 храмов V — XIV веков. В эпоху расцвета Византии на полуострове было уже 5 епархий, а Херсонес, став связующим звеном между Византией и Киевской Русью, сыграл важнейшую роль в христианизации Руси.
Обсудить
Рекомендуем