Кирилл Ильичев: общий объем несырьевого экспорта Москвы в США вырос на 60%

Читать на сайте Ria.ru
В своем майском указе президент РФ Владимир Путин поручил правительству увеличить к 2024 году несырьевой неэнергетический экспорт до 250 миллиардов долларов в год, в том числе объем экспорта услуг – до 100 миллиардов долларов в год. О том, как майский указ выполняется московским правительством, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор Московского экспортного центра Кирилл Ильичев. По его словам, доля московского экспорта в российской экономике достигает почти 40%. Кроме того, он отметил, что экспорт в США вырос, несмотря на санкции, в Сингапуре интересуются товарами российских дизайнеров, а Арабские Эмираты хотят развивать экспорт медицинских и образовательных услуг. Беседовала корреспондент Ася Карнаухова.
– Расскажите, как создавался Московский экспортный центр?
Программа "Сделано в Москве" появилась в столице раньше, чем Московский экспортный центр. Правительство Москвы ощутило потребность в представлении столицы на международном уровне еще в 2015 году. Но тогда была проведена одна международная выставка. В 2016 – еще одна, и в том же году юридически создали Московский экспортный центр, который является подведомственной организацией департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
Через год уже начал работать МЭЦ и провел пять международных выставок. Это и было главным и единственным направлением работы центра в 2017 году. А уже начиная с прошлого года, в МЭЦ сформировались коллектив и офис, который его вместил, и работа пошла. В 2018 году количество международных выставок выросло более чем в три раза – центр провел 16 подобных мероприятий.
Отрасль начала узнавать нас, а мы, в свою очередь, уже знаем основных игроков, которые могли бы представить свою продукцию на международных рынках.
Более пяти тысяч московских компаний заняты на рынке экспорта
За прошлый год мы сформировали базу "горячих контактов" компаний – это и экспортеры, и те, кто только хочет начать экспортировать. Это более 2,5 тысячи компаний, но мы ее продолжаем наращивать. Думаю, что к концу года произойдет увеличение в два раза, если не больше. Когда мы начали нарабатывать базу в 2018 году, у нас было всего 100 компаний, за год они превратились в 2,5 тысячи.
– Что предполагает программа "Сделано в Москве"? С какими компаниями работаете? Каких успехов удалось достичь?
– Она запущена в 2016 году и предполагает финансирование 100% затрат на участие столичных предприятий в крупнейших мировых отраслевых выставках, организацию деловых встреч с потенциальными зарубежными партнерами и инвесторами.
В этом году мы удваиваем поддержку в рамках программы "Сделано в Москве". Раньше она работала только в формате выставочного стенда, мы ее модифицировали. Теперь это не просто выставочный стенд, это программа развития бренда, и мы ей займемся в этом году отдельно. Это формирование образа, знака качества продукции. Уже сейчас московская продукция воспринимается как высоко технологичная и конкурентоспособная. Сейчас у нас 1,1 тысячи компаний, которые работают под этим брендом. И их количество растет. Среди них функциональные протезы рук "Моторика", сканер функциональной диагностики организма для занятий спортом и фитнесом Multiscan PRO, русские часы швейцарского качества Константина Чайкина, протеиновые батончики Bite BioFoodLab.
Стенд Московского экспортного центра
Только в 2019 году к проекту присоединятся сразу 400 компаний. Примерно столько же получили поддержку за два предыдущих года. За время работы программы компании представляли Москву на 23 технологичных выставках, в частности, в Германии, Франции, Испании, Финляндии, ОАЭ. Благодаря этому им удалось заключить контракты почти на 753 миллиона рублей. Еще 450 соглашений сейчас на стадии проработки, их ориентировочный объем – 2,5 миллиарда рублей.
– По каким критериям отбираете компании на выставки?
– У нас отбор как в престижный вуз Москвы. Подать заявку легко. Из обязательных условий – это регистрация на территории Москвы, наличие сотрудников, отсутствие налоговой задолженности. Но это общие критерии, и им легко соответствовать.
Второй блок – это экспортная готовность, которая оценивается по международной методике. Оценка происходит примерно по 30 критериям в виде теста для предпринимателей. Из самого простого – сайт на английском языке и наличие международных сертификатов. Кроме этих факторов, эксперты смотрят на рост прибыли в последнее время, средние зарплаты на предприятии. То есть учитываем как внешние факторы, так и те, что влияют на экономику города.
При отборе мы приглашаем профильных экспертов. Если отбираем на медицинскую выставку, то зовем крупных дистрибьютеров и больницы, которые пользуются этим оборудованием и могут оценить. Кроме того, обязательно привлекаем экспертов по страновым рынкам. Например, если выставка проходит в ОАЭ, то приглашаем человека, который может оценить, какой продукт наиболее востребован на Ближнем Востоке. И уже исходя из этих рекомендаций отбираем лучшие предложения.
Власти Москвы помогут почти трем тысячам бизнесменов с экспортом товаров
– Есть ли задача привлекать компании, если они и так приходят к вам?
– У нас есть разные задачи. И по увеличению объемов экспорта – здесь мы работаем с крупными игроками, которые сами к нам приходят. Мы им помогаем расширять рынки сбыта, даем инструменты, которые позволяют масштабировать их объемы.
А есть "компании-малыши" – это малый и средний бизнес. Некоторые из них еще даже не экспортировали. И им сложно работать, они не понимают перспектив своих инвестиций в это. Например, мы встречались с одной компанией, в которой работают 12 человек. И они сказали: "Чтобы нам организовать экспорт, нужно еще 6 человек взять". Конечно, для них это тяжелая история.
С другой стороны, наша задача – объяснить им и показать выгоду, которую они могут получить. С ними приходится работать. У нас есть отдельные цели – вывод на экспорт новых компаний. Им приходится рисовать перспективы, вовлекать в эту деятельность.
– В прошлом году Владимир Путин поручил правительству РФ увеличить экспорт услуг. Как вы работаете в этом направлении?
– Мы провели аналитику, и у нас уже есть понимание по всем сферам. Осенью мы были на выставке IT в Арабских эмиратах. И наши коллеги сказали, что им интересен экспорт медицинских и образовательных услуг. Когда в январе этого года мы приехали на крупнейшую международную выставку по здравоохранению на Ближнем Востоке Arab Health, мы убедились в том, что они готовы работать с нашими больницами и вузами. Но здесь есть свои особенности – мы видим и понимаем запрос, но есть ряд вещей, которые сиюминутно не подготовишь. Например, чтобы экспортировать медицинские услуги, нам необходимо оборудовать наши медцентры в соответствии с культурными и религиозными особенностями. Например, обустроить разные входы для мужчин для женщин.
Сам экспорт медицинских услуг, который мы сейчас активно развиваем, занимает десятую строчку по объему московского экспорта. В пятерку входят транспортные, финансовые, образовательные, деловые услуги и услуги связи.
– Ранее вы заявляли, что новым направлением для вас стало развитие креативной индустрии. Расскажите об этом.
– В 2018 году мы сделали первые шаги, весной был организован первый фэшн-форум. По его итогам осенью впервые представили дизайнеров на международном рынке.
В прошлом году у нас прошел пилот выставки CPM (Сollection premiere Moscow) под брендом "Сделано в Москве". Она проходит в российской столице, но она международная. Мы представили 13 дизайнеров. Среди них и продвинутые экспортеры, известные в мире, такие как бренды "Добрякова" или "Виктория Андриянова". Но мы представляли и тех, кто только начинает свой путь. Были ребята торговой марки "Чкалов". Они уже поставляют одежду для летного отряда России, а теперь сделали и бренд модной одежды.
Также две задачи – поддержать и развить те бренды, которые уже экспортируются. Но также вывести на международные рынки новых игроков. Тем более, что есть определенный хайп на русский стиль. Безусловный лидер – Ульяна Сергиенко, флагман российских дизайнеров.
Российские дизайнеры интересны почти во всех странах, которые импортируют товары из России. В прошлом году проходили Дни Москвы в Сингапуре. Когда организаторы формировали повестку, отдельный акцент сделали на московских дизайнерах.
Также российские аниматоры сильны и имеют успех со своими продуктами на международных рынках. Можно говорить о Чебурашке и "Маше и медведе". Мы работаем с Союзмультфильмом и московскими анимационными компаниями, такими как "Паровоз", "Колобанга Медиа", "Аэроплан" и другие.
Путин призвал к единому подходу к продвижению российских услуг на экспорт
– В какое количество стран Москва поставляет товары? И какие страны лидируют по объему импорта?
– В прошлом году московские экспортеры поставляли продукцию в 184 страны. Лидерами по несырьевому неэнергетическому экспорту стали Казахстан, Белоруссия, Египет, США, Алжир.
Почти везде один из лидеров – это механическое оборудование, техника и компьютеры. В том числе и в Казахстане. Всего в 2018 году в Казахстан Москва экспортировала на общую сумму в 2,6 миллиарда долларов. Стоит отметить, что за год эта сумма выросла на 1,8% в сравнении с 2017 годом. А рост экспорта компьютеров составил 14,9% – в 2018 году Казахстан импортировал технику и компьютеры на общую сумму в 286,7 миллиона долларов.
Наиболее популярным товаром экспорта в Белоруссию в 2018 году также стала электротехника. Соседняя страна импортировала техники и компьютеров из Москвы на 347,3 миллиона долларов, что на 39,4% больше, чем в 2017 году. А общий объем несырьевого неэнергетического экспорта составил 2,5 миллиарда долларов, что на 15,3% больше, чем годом раньше.
Интересный факт, что несмотря на международную обстановку в прошлом году экспорт в США только рос. Например, экспорт техники и компьютеров, в том числе оптоволоконных кабелей, вырос на 58,8% в сравнении с 2017 годом и составил 13,9 миллиона долларов. Также вырос экспорт драгоценных металлов (палладия, платины и золота). Америка импортировала металлы платиновой группы на общую сумму 1,1 миллиарда долларов, что на 46% больше, чем в 2017 году. Общий объем несырьевого неэнергетического экспорта составил 1,5 миллиарда долларов, что на 57,8% больше, чем в 2017 году.
Экспорт в Алжир и Египет, напротив, сократился в прошлом году. Так, в 2018 году Алжир импортировал из Москвы на 1,5 миллиарда долларов, что на 42,2% меньше, чем в 2017 году. Доля несырьевого неэнергетического экспорта в Египет сократилась на 15,9% и составила также 1,5 миллиарда долларов.
Путин поручил дать право на возврат НДС при экспорте работ и услуг
– Сколько составляет доля московского экспорта в российской экономике на текущий момент? Выросла ли она с 2017 года?
– Мы сохранили позиции: 39,4% в российской экономике – это товары. А доля московского экспорта услуг составила 60,3% по данным на 3 квартал 2018 года.
– Есть ли цель ее увеличивать?
– У нас есть общая задача для всей России – увеличить экспорт к 2024 году в два раза. Соответственно, у Москвы есть свои показатели, но мы будем только рады, если наша доля сократится, и какому-то региону удастся совершить прорыв. Но все в первую очередь смотрят на Москву, у нас задача – работать и прокладывать дорогу для других регионов, чтобы они смогли ориентироваться на нас. Так, в прошлом году у нас стартовала программа по предоставлению голд-аккаунтов на платформе Alibaba.com. И я на инвестиционном форуме общался с руководителями нескольких регионов. Оказывается, уже в шести регионах запускается или запущена подобная программа.
– Какие преимущества дает голд-аккаунт? И каких результатов вы ждете от компаний, которые первыми получили к ним доступ?
– Говоря простым языком, Alibaba – это интернет-магазин, в который приходят предприниматели для того, чтобы купить товар у других предпринимателей. То есть это площадка B2B (от англ. "Business to business" – бизнес для бизнеса), которая позволяет найти наиболее дешевый и качественный вариант, не выходя из офиса. Сейчас это лидер интернет-коммерции и первая площадка, с которой мы работаем. Мы планируем еще привлечь две крупные международные площадки в формате B2B и B2С (от англ. "Business to consumer" – бизнес для потребителя).
Голд-аккаунт, во-первых, позволяет выставлять неограниченное количество товаров, а во-вторых, – ранжироваться в рейтинге, чтобы при вводе "хочу купить сноуборд", в первую очередь выдавались те компании, которые имеют голд-аккаунты. У нас есть обязательный учет, и компании, получившие голд-аккаунты, обязаны отчитываться перед нами. Результаты можно будет оценить через какое-то время. Мы помогаем, в том числе, как с ними работать, в рамках этой программы. Аккаунт представляем на год. И мы надеемся, что за это время компания сможет найти новые рынки сбыта для своей продукции. Итоги подведем в конце года. Но потенциальный результат, который мы ожидаем, – это чтобы та стоимость, которую мы потратили на обеспечение голд-аккаунтов, окупилась. На каждый вложенный доллар в поддержку мы планируем вернуть не менее 10 долларов, которые предприятия заработали.
– Какие финансовые меры поддержки вы еще оказываете?
– В августе прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о выдаче субсидий на сертификацию менеджмента, международную сертификацию товаров, патентование и расходы на логистику. Можно обратиться к нам и получить субсидии на четыре вида затрат. До 500 тысяч рублей – на сертификацию менеджмента и до 3 миллионов рублей – на остальные три вида затрат.
Кроме того, действует программа Московского фонда поддержки промышленности и предпринимательства для экспортеров и экспортно ориентированных компаний по получению кредитов по сниженным ставкам. Основное требование к компаниям-заемщикам: доля выручки от экспорта в страны дальнего и ближнего зарубежья должна составлять не менее 1% от годовой выручки предприятия. Можно получить займ на покупку нового оборудования и программного обеспечения, а также на оплату услуг промышленного инжиниринга и опытно-технологических работ. Займы от 10 до 50 миллионов рублей выдаются сроком на 5 лет.
– А какие меры поддержки предполагает соглашение с ВТБ, которое вы заключили в начале года?
– Оно предполагает нефинансовую поддержку. В первую очередь, работу в рамках электронной коммерции. У ВТБ есть платформа Бизнес-Коннект, которая позволяет упрощенно пройти регистрацию на крупных маркетплейсах, таких как Alibaba, Ebay, Amazon. У нас есть электронный каталог московских компаний. Вся работа МЭЦ нацелена на то, чтобы предприниматель, придя к нам, мог получить весь спектр мер поддержки для международных продаж.
Кроме того, на Российском экономическом форуме-2019 мы заключили соглашение с РЭЦ (Российский экспортный центр – ред.). И уже скоро все меры поддержки, которые оказывает РЭЦ, можно будет запросить у нас. Все в рамках одного окна.
ВТБ и МЭЦ будут совместно развивать экспортный потенциал Москвы
– Одно из направлений работы центра – консультирование и информационная поддержка. Как это осуществляется?
– Для "компаний-малышей", хотя и не только для них, есть Московская школа импортера. Мы учим компании таможенному, финансовому, юридическому сопровождению.
Также есть блок по страновому признаку. Например, "Пять шагов по выходу на рынок Китая". За пять уроков объясняют основы, проблемы, успешные кейсы – как выходить на рынок Китая. Такой же курс есть по Европе, в этом году мы еще расширим. На любой из них можно записаться бесплатно.
Обсудить
Рекомендуем