МОСКВА, 5 мар — РИА Новости, Мария Калинина. В Европе развернулась дискуссия — можно ли впускать обратно в страну попавших в плен или раскаявшихся "львов джихада". В Германии решили отбирать паспорта у тех, кто по доброй воле примкнул к "Исламскому государству"*. А британские власти давно не церемонятся: правительство Ее Величества лишает подданства даже жен джихадистов. Правда, такие меры не всем нравятся — возражения есть как у правозащитников, так и у обычных граждан. А еще к спорам о том, что же делать с бывшими джихадистами, оказался, как всегда, причастен президент США Дональд Трамп.
"Мечтают вернуться домой"
В Германии МВД и Минюст договорились лишать гражданства бывших боевиков ИГ*, если они достигли совершеннолетия, принимали участие в боевых действиях на стороне "халифата" (сторонники ИГ* считают свою группировку теократическим государством), а также если у них, помимо немецкого, есть паспорт еще какой-либо страны. Джихадисты, уже отбывающие срок, останутся гражданами ФРГ. Об этом сообщили немецкие телеканалы и газета Sueddeutsche Zeitung.
"Тысячи иностранных боевиков, в том числе из Германии, воюют на стороне боевиков "Исламского государства"*. Вначале они сжигали немецкие паспорта перед камерами и объявляли себя гражданами халифата, — рассказывали журналисты. — Сегодня многие находятся в заключении в иракских и курдских лагерях на севере Сирии и мечтают вернуться домой. <…> Американцы и курды призывают принять их обратно. Это соответствует принципам международного права".
Sueddeutsche Zeitung описала и незавидную судьбу немецких джихадистов, которым не удастся сбежать домой. "Курдские ополченцы и так вели войну с ИГ* в основном в одиночку. Было бы неправильно оставлять их наедине с заключенными", — говорится в статье.
Всего в Сирию и Ирак, согласно официальным данным, уехали около тысячи немецких граждан. Треть вернулась домой, около 150 погибли. Остальные попали в плен.
Когда именно норма вступит в силу, ни медиа, ни официальные органы не уточняют. Осторожность чиновников МВД и Минюста можно понять. Подобное ужесточение законов обязательно вызовет критику, и правозащитники непременно напомнят о Третьем рейхе, когда лишали гражданства евреев и диссидентов. Нацисты отобрали паспорт даже у будущего канцлера ФРГ Вилли Брандта. Чтобы оправдать морально тяжелое решение, ведомствам федеративной республики, возможно, придется приводить в пример Австралию. Там боевиков лишают гражданства еще с 2015-го.
Бойцы ИГ* во время парада на улице Ракки, Сирия
Давление Трампа
Импульс немецкому законотворчеству придал Дональд Трамп, призвавший недавно европейцев "забрать своих боевиков из Сирии". Иначе, по его словам, американцы их отпустят. Президент США отметил, что Великобритания, Франция, Германия и ряд других европейских государств должны предать суду свыше 800 боевиков террористической группировки ИГ*, захваченных в Сирии.
"США не хотят видеть, как боевики ИГ* проникают в Европу. Мы делаем очень много и тратим очень много. Пора и другим подключиться", — Трамп открыто давил на союзников.
Немецкие власти ответили, что выполнить это будет "невероятно сложно". С одной стороны, все граждане Германии имеют право вернуться на родину. С другой, не очень понятно, как вести следствие. Поскольку свидетели останутся на Ближнем Востоке, без обвинительного заключения не удастся вынести приговор.
Глава МВД Хорст Зеехофер выдвинул несколько условий для репатриации боевиков. Во-первых, нужно досье на каждого, а личные данные следует проверить на месте, еще до того, как бывшие джихадисты сядут в самолет, направляющийся в Германию. К тому же в Берлине должны быть уверены, что возвращающиеся ни в коем случае не угрожают государственной безопасности страны.
Но в целом дорогу на родину джихадистам никто не закрывает. "Строго говоря, все граждане Германии, в том числе и те, кого подозревают в участии в боевых действиях на стороне так называемого ИГ*, имеют право на возвращение", — подчеркнули в ведомстве.
Надо сказать, в Европе далеко не все откликнулись на призыв президента США. Дания, например, категорически против того, чтобы в страну возвращались боевики. Премьер-министр Швеции Стефан Левен также заявил, что королевство не жаждет принимать обратно подданных, которые воевали на Ближнем Востоке за ИГ*. Глава правительства отметил, что Стокгольм несколько лет предостерегал обладателей шведских паспортов от поездок в Сирию. Ранее нежелание видеть европейских джихадистов в Старом Свете высказывал и глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан.
А в Великобритании лишают подданства не только боевиков, но и членов их семей.
Жесткая Британия
В 2014-м Лондон начал с малого — аннулировали паспорта тех, у кого есть двойное гражданство, а также натурализовавшихся в стране иммигрантов, воюющих за границей. Это вызвало критику юристов — они ссылались на Конвенцию ООН от 30 августа 1961 года, подписанную в том числе Великобританией.
Лондон это не остановило. Более того — паспорта стали отбирать и у родственников боевиков. В середине февраля сообщили, что британского подданства лишится Шамима Бегум, и разразился скандал. В возрасте 15 лет девушка вместе с двумя школьными подругами, обманув родителей, бежала из страны и примкнула в Сирии к боевикам ИГ*. Там ее вроде бы выдали замуж за джихадиста, который несколько недель назад попал в плен.
Саму Шамиму обнаружили в лагере беженцев. Незадолго до этого она родила сына. Жена джихадиста дала интервью британским СМИ, рассказав, что "разделяет некоторые британские ценности" и хотела бы вернуться домой. Возможно, ей пошли бы навстречу, если бы не другие ее заявления. Как выяснилось, она ничуть не жалеет, что присоединилась к боевикам, ее вовсе не смущали казни "врагов ислама". А ИГ*, сетовала Шамима, "не заслужило победы, поскольку там правят бал коррупция и угнетение".
Фотография с изображением Шамимы Бегум
Британские власти пришли к выводу, что молодая женщина "по-прежнему находится под влиянием идеологии ИГ* и оправдывает зверства террористов".
Родные девушки, которые по-прежнему живут в Британии, обжаловали действия властей. Однако в правительстве уверены, что не нарушают Конвенцию ООН, поскольку Шамима имеет право на гражданство Бангладеш. Кроме того, в Великобритании действует Акт о гражданстве от 1981 года, согласно которому его могут лишить "в случае, если глава МВД посчитает, что это способствует общественному благу, а данный человек не останется в результате без какого-либо гражданства вообще".
Правда, власти "родного" для Шамимы Бангладеш заявили, что не пустят "львицу джихада" в страну и ни в коем случае не дадут ей паспорт. Находчивая девушка и ее муж сообщили, что тогда они обратятся к голландским властям с просьбой о подданстве Королевства Нидерландов.
Гуманная мера
Российский исламовед Роман Силантьев отмечает, что "реабилитация бывших боевиков редко возвращает их к нормальной жизни на деле, а не на словах". "Даже у наркомана больше шансов, чем у джихадиста, — добавляет эксперт. — Некоторые страны лишают гражданства за это — Казахстан и Израиль. Идея, на мой взгляд, правильная: если люди хотят строить "Исламское государство"*, пусть строят его в специально отведенных местах. На самом деле лишение подданства — гуманная мера. Гражданство должно быть привилегией".
Доцент кафедры религиоведения Казанского федерального университета Азат Ахунов напоминает, что "страны Магриба — Марокко и Алжир — давно взяли на вооружение такую практику, не пускают обратно тех, кто встал на путь джихада". "Вопрос с боевиками-исламистами особенно болезнен для Алжира, пережившего войну с религиозными экстремистами. Даже Саудовская Аравия приняла закон об уголовном преследовании тех подданных, которые, будучи наемниками, воевали за пределами королевства. Никто не хочет видеть у себя человека, накачанного экстремистскими идеями. Но там речь идет о том, чтобы не позволить вернуться домой радикалу. А что касается дискуссии о лишении гражданства бывших боевиков, которая идет в Европе, — думаю, такие меры встретят сопротивление. Общественное мнение будет против", — считает эксперт.
По словам российского религиоведа, эксперта по религиозному экстремизму Раиса Сулейманова, "политика лишения гражданства уже используется другими странами". "Были предложения реализовать эту идею и в России. На самом деле, полагать, что сознательно ставшие экстремистами превратятся в мирных законопослушных граждан, наивно. Они любят рассказывать слезливые истории: мы-де поехали строить идеальное исламское государство, нас обманули, взяли в заложники, запугали, а теперь надо понять и простить, мы невиновны! Это рассчитано на наивных идиотов, государство в такие сказки верить не должно. Тут либо в тюрьму, либо закрыть им возможность вернуться", — говорит он.
"В России есть прецеденты, когда возвращают жен боевиков, — продолжает эксперт. — Не очень понимаю, зачем это делают. Надеюсь, здравый смысл восторжествует в Европе — и власти "включат" рационализм и логику, тем более страны ЕС пострадали уже от наплыва сирийских беженцев".
*Террористическая организация, запрещенная в России.