МОСКВА, 27 фев – РИА Новости. Православная общественность в Греции поддерживает Московский патриархат и критикует действия Константинополя на Украине – эта позиция прослеживается в подавляющем большинстве публикаций в греческих СМИ и в интернете, заявил на конференции в Москве доцент МГУ, специалист по истории Церкви и истории Греции Афанасий Зоитакис.
«
"Я практически все читал в греческой прессе и в интернете, что касается украинского вопроса, крупнейшие церковные газеты, журналы, - и, пожалуй, подавляющее большинство, 90% публикаций, критикуют Константинополь и вообще его нынешний курс, и поддерживают позицию Москвы в украинском вопросе", - сказал Зоитакис, выступая на конференции "Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений".
По его словам, в крупнейших греческих газетах избранный глава "новой церкви" Украины Епифаний Думенко называется не иначе, как "псевдомитрополит Киевский", "псевдо-Епифаний", сама структура – как "псевдоцерковь Украины" и так далее. При этом Константинополю ставится в вину постоянное продуцирование церковных противоречий, нарушение православных канонов, авторитаризм и произвол в межцерковных отношениях.
Как отметил докладчик, в греческом обществе "традиционалисты" - те, кто выступает за уважение церковных канонов, предания и против реформистской политики Константинополя, - являются довольно обширной, влиятельной группой. В то же время среди высшего духовенства Греции, архиереев Элладской церкви, по словам Зоитакиса, подобного единодушия нет, и мнения у иерархов и церковного народа "не совсем совпадают". Не случайно Синод Элладской церкви пока не выносил своего заключения по теме "украинской автокефалии" и не давал оценки действиям Константинополя.
"К сожалению, можно констатировать, что среди греческих иерархов достаточно распространено мнение о том, что вопрос об автокефалии – это вопрос Вселенского, как они его называют, патриарха. Не все пока открыто заявили свое мнение. Есть несколько иерархов, которые высказались против "автокефализации" Украины и действий Константинополя, и есть несколько человек, сопоставимые (по влиянию – ред.) с ними, которые выступили за. Также есть те, которые осуждают автокефализацию, говоря, что церковное единство выше автокефалии и не было никакой необходимости спешить, при этом они не понимают позицию прекращения евхаристического общения", - заметил эксперт.
Он признал, что ряд иерархов Элладской церкви подвержены "страху панславизма, как они сами его называют", и не могут принять теорию "Москва – Третий Рим" (по ней, после падения Константинополя в середине 15 века Россия считается главным оплотом и хранительницей православия). "И то, и другое вызывает неприятие – это как своеобразный жупел, который используют по любому поводу, к месту и не к месту: что вот, Москва хочет стать главной, Москва хочет поддерживать славянские Церкви и так далее… Ряд высшего духовенства это мнение разделяют", - сказал Зоитакис.
Также, признал он, в среде высшего священноначалия Элладской церкви присутствует стремление "отсидеться в стороне". "Это такая психология: что мы не должны вмешиваться. Когда дерутся, скажем, каких-то два больших боксера, - лучше отойти подальше, чтобы, в общем, как говорится, не прилетело", - пояснил он. В связи с этим Зоитакис напомнил слова известного сербского проповедника XX века, преподобного Иустина Поповича, о том, что "обмельчали, обмельчали современные христиане".
Тем не менее он выразил надежду, что Элладская церковь займет в итоге все же "достаточно трезвую позицию" в этом вопросе.