Прослушивание музыки снижает уровень креативности, выяснили ученые

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 27 фев – РИА Новости. Любые виды фоновой музыки не улучшают, а ухудшают способность нестандартно мыслить и проявлять другие формы креативности. Об этом пишут британские ученые в журнале ACP.
«
"Мы поставили под сомнение расхожий стереотип о том, что музыка повышает креативность человека. На самом деле, любые мелодии, вне зависимости от наличия у них лирики, ее смысла и понятности для слушателя, постоянно мешала добровольцам проявлять интуицию и умение мыслить нестандартно", — рассказывает Нил Маклатчи (Neil McLatchie) из университета Ланкастера (Великобритания).
Относительно недавно ученые начали активно дискутировать о том, как различные фоновые раздражители, в том числе расслабляющая или очень агрессивная музыка, влияют на поведение, концентрацию внимания и интеллектуальные способности человека.
Часть из них предположила еще в начале текущего десятилетия, что прослушивание музыки помогает хирургам точнее и успешнее проводить операции, улучшает успеваемость школьников и благотворно влияет на креативность представителей творческих профессий. С другой стороны, недавно другие социологи, нейрофизиологи и психологи показали, что многие из этих плюсов на самом деле не существуют.
Ученые превратили шум в музыку при помощи естественного отбора
Маклатчи и его коллеги развеяли еще один подобный миф, наблюдая за тем, как различные типы музыки с понятной или иностранной лирикой влияли на умственные способности трех дюжин студентов и аспирантов университета, согласившихся принять участие в опытах социологов.
Этот тест был очень простым по своей сути. На экран компьютера выводился набор из трех никак не связанных друг с другом слов и добровольцы должны были за очень короткое время подобрать слово, которое бы объединяло бы все эти выражения. К примеру, для "тройки" крем – цветок – часы в его роли выступало "солнце".
Ученых интересовали не сами результаты тестов, а то, как менялось поведение добровольцев и скорость поиска ими ответов в тех случаях, когда они проходили его в тишине или при относительно тихой или громкой музыке.
Как оказалось, любые типы музыки, вне зависимости от их стиля, громкости или лирики, негативно влияли на работу мозга добровольцев и уменьшали число правильных ответов, а также замедляли их формулировку. В среднем, она ухудшала их креативность на 15-30%, причем сильнее всего она влияла на решение относительно легких головоломок.
Получив подобные результаты, ученые задумались о том, что именно мешает студентам – просто высокий уровень шума или то, что они слушали "осмысленную" музыку. Они проверили эту гипотезу, записав типичный шум в библиотеке и проиграв его во время опытов вместо музыкальных произведений.
Ученые доказали, что музыка мешает пожилым людям запоминать информацию
Как оказалось, подобные звуки никак не влияли на успеваемость студентов, что доказало "вину" музыки в снижении их креативности. Как предполагают ученые, это связано с тем, что прослушивание песен даже на незнакомом языке "мешает" нормальной работе центров памяти в мозге, необходимых для решения подобных задач.
Все это, как считают Маклатчи и его коллеги, следует учитывать не только представителям творческих профессий, но при организации работы больниц, дорожного транспорта и других элементов инфраструктуры, где необходимо предельно высокое внимание.
Обсудить
Рекомендуем