МОСКВА, 11 фев — РИА Новости, Андрей Коц. Пусковые установки Mk-41 в Восточной Европе, ракеты-мишени, аналогичные по характеристикам баллистическим ракетам средней и меньшей дальности, многоцелевые беспилотники, способные наносить удары по наземным целям, — Россия предложила Пентагону уничтожить американские вооружения, нарушающие договор РСМД. Соответствующую ноту представители Минобороны вручили военному атташе при посольстве США в Москве. О том, какую опасность для России представляет каждая из этих трех ударных систем и как им противостоять, учитывая, что американцы вряд ли согласятся на российские требования, — в материале РИА Новости.
Двойное назначение
Унифицированная корабельная установка вертикального пуска Mk41 — штатная для эсминцев и крейсеров ВМС США и их ближайших союзников. Применяется для запуска зенитных ракет семейства "Стандарт" (SM-2, SM-3 и SM-6) и ESSM, противолодочных ASROC и крылатых ракет "Томагавк". Ближайший российский аналог — универсальный стрельбовый комплекс ЗС14 под "Калибры", "Ониксы" и перспективные "Цирконы", которыми оснащаются новые фрегаты, корветы и малые ракетные корабли. Однако в России не было и нет модификации ЗС14 наземного базирования, в то время как американцы уже развернули сухопутные MK41 в Румынии по программе ПРО Aegis Ashore и заканчивают обустройство идентичного позиционного района в Польше.
Американская наземная система противоракетной обороны Aegis Ashore на военной базе в Девеселу, Румыния
Пентагон настаивает на том, что пусковые установки в Восточной Европе снаряжены зенитными ракетами "Стандарт" и предназначены для противоракетной обороны от Ирана и Северной Кореи. Однако замминистра иностранных дел Сергей Рябков еще в ноябре заявил, что размещение Мk41 вблизи российских границ прямо нарушает ДРСМД и позволяет осуществлять боевое применение с земли "Томагавков". Формально американцы эти обвинения отвергают, но по факту им ничто не мешает загрузить в пусковые установки крылатые ракеты вместо ракет-перехватчиков. Таким образом, Пентагону без лишних затрат удалось найти замену самоходным комплексам BGM-109G Gryphon, предназначавшихся для запуска "Томагавков" с подвижной наземной платформы и пошедших под нож после подписания договора РСМД.
"Крылатые ракеты семейства "Томагавк" с досягаемостью 2600 километров способны с территории Польши и Румынии поражать цели в европейской части России, — рассказывает РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Под удар могут попасть Москва и окрестности, Санкт-Петербург, ряд других городов. Установки Мk41 угрожают крупным промышленным центрам, командным пунктам, правительственным учреждениям".
Запуск ракеты "Томагавк" с борта корабля ВМС США в Красном море 23 сентября 2014
В данный момент комплексы Mk41 в Восточной Европе в состоянии дать единовременный залп лишь несколькими десятками крылатых "Томагавков", что не представляет для ПВО/ПРО Западного военного округа России серьезной опасности. Однако наличие обустроенных позиционных районов и всей необходимой инфраструктуры у российских границ позволяет быстро нарастить количество пусковых установок. Кроме того, в случае вооруженного конфликта сухопутные "Томагавки" будут применяться одновременно с крылатыми ракетами морского базирования, тактической и стратегической авиацией.
Непростая мишень
Второй тип американских вооружений, нарушающий, по словам Минобороны, договор РСМД, — ракеты-мишени, аналогичные по характеристикам баллистическим ракетам средней и меньшей дальности. Таких условно тренировочных "игрушек" у американцев много: Hera, MRT, Aries, LV-2, Storm, Storm-2 и другие. Большая часть собирается из ступеней межконтинентальных моноблочных LGM-30F Minuteman II, снятых с вооружения в 1992-м. С 2005 по 2017 год американцы посбивали на учениях сил противоракетной обороны десятки подобных имитаторов. Но роль воздушной мишени для этих средств — далеко не единственная.
Запуск баллистической ракеты-мишени ближнего радиуса действия на полигоне в Нью-Мексико, США
"Американцы и не скрывают, что эти имитаторы по своим баллистическим параметрам соответствуют ракетам средней и меньшей дальности, — продолжает Виктор Мураховский. — Они давно и успешно сбивают их как наземными средствами ПРО, например комплексами THAAD, так и силами системы Aegis, размещенной на кораблях США, Великобритании, Японии и Норвегии. Поскольку эти мишени ничем не отличаются от боевых ракет, ничто не мешает вместо телеметрической боеголовки, которая "пишет" параметры работы сил ПРО, установить ядерную".
И здесь американцам удалось элегантно обойти положения договора РСМД, согласно которым США должны были полностью уничтожить твердотопливные ракеты средней дальности "Першинг-2", базировавшиеся, в частности, в Западной Германии. Их подлетное время до крупнейших городов европейской части СССР составляло считаные минуты, что серьезно ограничивало возможности советских сил ядерного сдерживания по своевременному нанесению ответно-встречного удара. Президент Владимир Путин уже дал указание министру обороны Сергею Шойгу начать разработку новых баллистических ракет средней и меньшей дальности. Весь научно-технический потенциал для этого сохранен, и создать, скажем, аналог советской РСД-10 "Пионер" российской промышленности вполне по силам.
Беспилотная угроза
Пункт 2 статьи II договора РСМД прямо гласит: "Термин "крылатая ракета" означает беспилотное, оснащенное двигательной установкой средство, полет которого на большей части его траектории обеспечивается за счет использования аэродинамической подъемной силы. Термин "крылатая ракета наземного базирования (КРНБ)" означает крылатую ракету наземного базирования, которая является средством доставки оружия". Этому определению идеально соответствуют американские разведывательно-ударные дроны MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper с дальностью полета 1200 и 1800 километров соответственно. Они способны нести и применять широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения и базируются на аэродромах, что фактически уравнивает их с сухопутными "Томагавками".
Американский беспилотник MQ-1 Predator
У американцев сотни таких БПЛА. Ударные дроны активно используют в Сомали, Йемене, Ираке, Афганистане, Сирии. Россия неоднократно предлагала обсудить их соответствие букве договора РСМД на совместной комиссии, но американцы всегда категорически отказывались идти на какой бы то ни было диалог по этому вопросу. Очевидно, и сейчас Пентагон проигнорирует опасения Минобороны. Впрочем, по мнению специалистов, на сегодняшний день нет необходимости спешно уходить в глухую оборону и принимать авральные меры для противодействия новым-старым ракетным угрозам, возникшим у западных границ страны. У России хватает средств для нейтрализации систем, ранее запрещенных ДРСМД.
"Чтобы противодействовать этим угрозам, нужно лишь своевременно выполнять положение государственной программы вооружений, — подчеркивает Мураховский. — Напомню, что по ГПВ Минобороны заказало 58 дивизионов зенитно-ракетных систем С-400. Большая часть уже поставлена в войска. С текущего года начинается развертывание ЗРС С-350, предназначенной для прикрытия объектов особой важности. Совершенствуется войсковая ПВО, которая получает ЗРК "Тор-М2", "Бук-М3". В этом году впервые за долгое время закупается и начнет поставляться бригадный комплект С-300В4 с отличными возможностями работы по баллистическим целям, включая ракеты средней дальности".
Комплекс ПВО С-400 "Триумф" заступил на охрану российских воздушных границ в Севастополе. 13 января 2017
Эксперт напомнил, что в России впервые со времен распада СССР создано сплошное радиолокационное поле по периметру границ, позволяющее своевременно засекать как самолеты, так и ракеты. Развернута радиолокационная группировка для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой в Арктическом регионе. В результате на этом направлении удалось на сотни километров отодвинуть от границ возможные рубежи пуска ракет с кораблей и подводных лодок вероятного противника. Насыщение собственных сил ПВО/ПРО современным вооружением, а также разработка и постановка в строй новых эффективных ударных систем — главные и, по сути, единственные асимметричные меры, которые Россия может предпринять в ответ на выход США из ДРСМД.