МОСКВА, 10 фев — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Ученые пытаются найти факторы, способствующие антисоциальному поведению и насилию. Считается, что в группе риска — носители определенного варианта гена MAOA, особенно если в детстве им приходилось сталкиваться с жестокостью. На этом основании адвокаты пытаются смягчить приговоры убийцам. Однако у генетиков есть возражения.
В группе риска
В 1972 году в Новой Зеландии задумали длительный эксперимент. Ученые стали наблюдать за здоровьем и самочувствием 1037 детей обоего пола, родившихся в течение года в одном из госпиталей города Данидин. Участников эксперимента несколько раз анкетировали и обследовали с трехлетнего возраста.
Используя данные Данидинского эксперимента, международный коллектив авторов опубликовал в 2002 году в Science сенсационную работу. Ученые пытались проверить гипотезу о том, что гены и окружающая среда влияют на поведение людей. Для этого прицельно выбрали ген MAOA, отвечающий за выработку фермента моноаминоксидазы типа A. Этот фермент участвует в химических процессах в мозге, разрушает, в частности, нейротрансмиттеры серотонин и дофамин, регулирующие уровень агрессии.
Исследователи выявили, что примерно восемь процентов участников эксперимента в детстве подвергались жестокому обращению со стороны взрослых, 28 процентов испытали насилие средней тяжести, остальные выросли в благополучной атмосфере. Оказалось, что носители малоактивного варианта гена MAOA, получившие в детстве психотравму, чаще становились преступниками, совершали антисоциальные поступки, прибегали к насилию либо были к этому предрасположены. Авторы статьи предупредили: результаты предположительные, требуют воспроизведения и уточнения. Сейчас установлено немало фактов, подтверждающих эти выводы.
Генетика насилия
В 2014 и 2015 годах ученые Каролинского института (Швеция) опубликовали серию работ, показав связь генетики и предрасположенности к насилию. В одной статье, изучив 895 осужденных финнов, выявили, что среди насильников, особенно рецидивистов, повышенное число носителей малоактивного варианта гена MAOA. Также указали на связь с мутацией в определенном участке гена CDH13, который, как считается, вносит вклад в психические расстройства, такие как синдром дефицита внимания, шизофрения.
В другой работе проанализировали семьи 21 566 шведов, осужденных за сексуальные преступления с 1973 по 2009 год. Выяснилось, что у 2,5 процента преступников отцы и братья совершали аналогичные деяния, в среднем по популяции этот показатель — 0,5 процента. Это говорит о большем значении генетической предрасположенности по сравнению с негативным влиянием окружения, полагают авторы.
В научной среде распространено мнение, что примерно в половине случаев антисоциальное поведение связано с наследственностью. Такие выводы основаны на наблюдениях за усыновленными детьми, чьи биологические родители совершали преступления, в том числе связанные с насилием.
Ген воина
Ген MAOA, расположенный в Х-хромосоме, содержит последовательность из тридцати нуклеотидов, повторяющуюся несколько раз. Чем меньше повторов, тем хуже работает ген, тем больше человек склонен к агрессии. Как показали опыты, трансгенные мыши с отключенным геном MAOA становились очень агрессивными. Среди людей вариант этого гена с двумя повторами очень редок.
Связь малоактивного варианта гена MAOA (MAOA-L) с агрессией чаще наблюдается среди мужчин. Ученые объясняют это тем, что у них только одна копия гена в X-хромосоме, в Y-хромосоме этого участка нет. У женщин же две X-хромосомы. Если в одной копии (от одного из родителей) — малоактивный вариант, то во второй (от другого родителя) он будет нормальной длины.
MAOA-L называют "геном воина". Он возник около 25 миллионов лет назад у нашего общего с другими приматами предка. Вероятно, мутация давала его носителям преимущество перед сородичами: они были смелее, быстрее ловили добычу, первыми узнавали об опасности. Этот вариант гена есть у современных горилл, шимпанзе и других обезьян. У людей он чаще встречается у китайцев, жителей Тихоокеанских островов, африканцев, маори.
© Genome Decoration Page/NCBI
Расположение "гена воина" на X-хромосоме
Убийцы поневоле?
В 2011 году в суде штата Теннесси рассматривали дело Бредли Уолдрупа, ранившего жену и застрелившего ее подругу. Убийце грозила смертная казнь, но адвокаты сделали генетическую экспертизу, которая показала, что Уолдруп — носитель редкой мутации MAOA-L. Кроме того, в детстве он подвергался жестокому обращению. Эти факты, изложенные ученым-экспертом, вероятно, повлияли на приговор. Дело переквалифицировали на убийство второй тяжести, смертную казнь заменили на 32 года заключения.
Также на основе генетической экспертизы удалось скостить срок двум убийцам, осужденным в Италии в 2009 и 2011 годах.
Логика адвокатов проста: если у преступника есть мутация MAOA-L и другие факторы, способствующие агрессии, значит, он не контролирует себя, по сути, у него нет свободы воли.
Далеко не все в научном сообществе согласны с тем, что антисоциальное поведение, склонность к насилию можно свести исключительно к генетике. Рассматривая этот и другие случаи, когда адвокаты в судах апеллировали к мутации MAOA-L или аномалиям мозга, чтобы добиться смягчения приговора жестоким убийцам и насильникам, американский психиатр Эпплбаум высказывается довольно скептически.
По его мнению, все больше исследований в этой области дают противоречивые результаты. Кроме того, люди попросту не верят в то, что гены управляют поведением. Недаром дела последних лет в США, где фигурируют отсылки к генетике, провалились: судьи не сочли "плохие гены" обвиняемых достаточным основанием для смягчения приговора.