Модернизированная мобильная артустановка "Самум", которая производится сегодня на Подольском электромеханическом заводе (ПЭМЗ), является одним из немногих успешных примеров российских оборонных разработок, ведущихся без государственного финансирования. В прошлом году этот комплекс на шасси бронеавтомобиля, предназначенный для защиты стратегических объектов, впервые был представлен на военно-техническом форуме "Армия", где получил высокую оценку военного руководства РФ. Генеральный конструктор "Самума", член комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ Умахан Умаханов рассказал корреспонденту РИА Новости Ивану Сураеву о перспективах развития этого проекта, разработке нового беспилотного боевого модуля по борьбе с дронами, а также об уникальных испытательных стендах для корабельных систем, которыми в России сегодня располагает только ПЭМЗ.
– Умахан Магомедгаджиевич, в конце прошлого года вы заявили о том, что ПЭМЗ разрабатывает необитаемый боевой модуль, который сможет, в том числе, сбивать низколетящие беспилотники, – на каком этапе находится данная работа, чем она отличается от "Самума"?
– Дистанционно управляемый модуль на базе зенитной установки ЗУ-23 находится на стадии опытно-конструкторских работ, прорабатывается система управления, каналы связи. Такое оружие сегодня необходимо, поскольку нашим солдатам приходится вести бои в городских условиях, там, где работают снайперы и дроны. Модуль планируется устанавливать на шасси автомобиля "Урал", который может быть выполнен как в стандартной, так и бронированной модификации.
Эту работу мы бы давно уже завершили, еще года полтора назад, но есть определенные трудности, поскольку мы разрабатываем наш модуль исключительно за счет частных средств. Думаю, что до конца года мы уже выйдем на испытания. От "Самума" эта разработка отличается возможностью управления модулем с более дальнего расстояния.
– На каком этапе находятся переговоры с Минобороны РФ и Росгвардией о поставках "Самумов" на шасси бронеавтомобиля, которые вы показали на "Армии-2018"? Сколько таких комплексов хотят приобрести силовые ведомства?
– Косвенный интерес у Минобороны есть, правда о контрактах говорить пока рано – то, что глава военного ведомства Сергей Кужугетович Шойгу посещает нашу экспозицию на каждой "Армии" и дает высокую оценку нашей работе, уже многое значит.
Сама артиллерийская установка из состава комплекса уже используется нашими силовыми ведомствами. На сегодняшний день высота эффективного поражения воздушных целей составляет от 1,5 до 5 километров, дальность поражения – 2,5 километра.
– Какими боеприпасами сегодня оснащается "Самум"? Кто их производит? Рассматривается ли возможность оснастить его боеприпасами нового типа, например, радиоэлектронной борьбы?
– Сегодня "Самум" оснащается боеприпасами калибра 23 миллиметра трех типов: осколочно-фугасно-зажигательный, осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующий и бронебойно-зажигательно-трассирующий. Все они отечественного производства, их также производит ряд зарубежных стран по российской лицензии. Помимо этих боеприпасов "Самум" также оснащен ракетами систем "Стрела" и "Игла".
© Фото из личного архива У.М.Умаханова
Генеральный конструктор "Самума", член комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ Умахан Умаханов
Что касается новых снарядов, действительно, сегодня мы ведем переговоры с отечественными производителями "умных" боеприпасов, но пока в России такие снаряды разрабатываются только для крупных вооружений, так что ждем появления таких снарядов под наш калибр.
– Какая система управления у "Самума"? Есть ли в ней зарубежные комплектующие, как защищается ее канал управления?
– Система управления целиком отечественного производства, импортные комплектующие не используются. Управление огнем может осуществляться по кабельному каналу, радиоканалу или, в перспективе, сейчас мы рассматриваем возможность управлять "Самумом" также и по спутниковому каналу. Всю электронную "начинку" делаем сами – на ПЭМЗ. Отмечу, что эту систему мы разработали еще до разрыва кооперации с ВПК Украины и стран Запада, до начала масштабной кампании по импортозамещению.
– Каковы основные аналоги вашей артустановки и конкуренты на российском и зарубежном рынках?
– Отечественными аналогами "Самума" являются комплексы "Шилка-М4/М5", "Тунгуска-М1" и "Панцирь-С1". Они как раз разрабатывались в первую очередь для прикрытия объектов от ударов авиации и некоторых типов крылатых ракет, для борьбы с БПЛА данные комплексы менее эффективны, поскольку стоимость используемых боеприпасов неоправданно высока по сравнению со стоимостью малоразмерных и средних беспилотников.
На наш взгляд, применение "Самума" совместно с такими комплексами как "Тунгуска-М1" и "Панцирь" позволит создать надежную эшелонированную систему противовоздушной обороны, способную противостоять любым средствам воздушного нападения от авиации и крылатых ракет до малоразмерных низколетящих дронов.
– Поставляется ли сегодня "Самум" на экспорт? Каковы его перспективы на международном рынке?
– Данная тема находится в компетенции "Рособоронэкспорта". Скажу только, что многие страны, которые имели такие зенитные установки еще в советское время, сейчас стоят в очереди за нашей модернизацией. Сегодня мы имеем заявки более чем от 12 государств.
Слово "Самум", которым в арабском языке называют знойный пустынный ветер, выбрано для этого комплекса не случайно. Данный проект модернизации мы разрабатывали изначально для наших военнослужащих, выполняющих задачи на Ближнем Востоке, и армий стран этого региона.
Хотим продемонстрировать наши достижения у нас в России: помимо традиционного участия в форуме "Армия" в этом году в планах провести выставку ПЭМЗ прямо в Госдуме. Возможно, даже удастся привезти на Охотный ряд настоящий "Самум".
– Какими проектами занимается сегодня ПЭМЗ помимо испытаний и производства артустановок?
– Подольский электромеханический завод – это уникальное предприятие, оно располагает единственным в России парком испытательных стендов для корабельных систем и конструкторской документации на них, в частности только на нашем оборудовании могут испытываться успокоители качки для кораблей. Речь идет обо всех без исключения наших крупных кораблях, будь то "Адмирал Кузнецов", "Адмирал Нахимов" и другие.
По моему мнению, такие уникальные стенды должны быть только у государства – сегодня наши конструкторы делают все, чтобы эта техника находилась в исправности и продолжала служить нашей стране, но одними нашими усилиями эту задачу решать сложно. Посудите сами, если бы мы не сохранили эти стенды, то в девяностые-нулевые ВМФ пришлось бы списывать десятки кораблей. Вы не представляете, сколько было заинтересованных в том, чтобы заполучить наше оборудование, но, повторюсь, оно должно принадлежать только российскому государству.
– Проявляло ли само государство интерес к их приобретению?
– К счастью, нас услышал отвечающий в правительстве за ВПК вице-премьер РФ Борисов Юрий Иванович – он четко понимает, что на создание такого же стендового парка с нуля уйдет минимум три-пять лет и огромные деньги, поэтому всячески содействует нам в вопросе передачи нашего оборудования. Мы думаем, что после того, как мы в декабре прошлого года отпраздновали столетие ПЭМЗ и в очередной раз заявили о существующей проблеме, нас услышали, и этот вопрос будет решен очень скоро, за что мы очень благодарны Юрию Ивановичу.