Религия

Российские буддисты встречают Новый год по лунному календарю

Буддийский монастырский комплекс Иволгинский дацан в Бурятии. Архивное фото
Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Российские буддисты в ночь на вторник встречают "Белый месяц" (Цаган Сар, Шагаа или Сагаалган) и Новый год по лунному календарю – год Желтой земляной свиньи.
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта - на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Согласно буддийскому вероучению, Сагаалган — это праздник белой молочной пищи, почитания старших, обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В традиции тибетско-монгольского буддизма Сагаалган является первым из шести самых важных ежегодных праздников — хуралов.
Традиции празднования китайского Нового года
Первый день Сагаалгана, 5 февраля, объявлен выходным в традиционно буддийских регионах России – Бурятии, Калмыкии и Туве.
"Наступает Год помощи другим. Умный помогает десятерым, мудрый - сотне, просветленный - тысячам людей. ... Пятого февраля мы откроем глаза и увидим солнечные лучи. И поймем, что пришли в Новый год. Мы должны прожить его так достойно, чтобы было, что вспоминать, было, чем гордиться. Давайте жить интереснее!", - заявил журналистам в преддверии Сагаалгана духовный лидер российских буддистов, глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.
"Ловим шпионов — с топором". Будни обители буддистов на границе с Монголией

Из Тибета

Современное религиозное содержание буддистский Новый год приобрел в начале XV века, когда известный реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелугпа (последователями которой являются большинство российских буддистов) лама Чже Цонкапа (или Цзонхава) разработал правила проведения праздников в дацанах. К Новому году он приурочил Монлам Ченмо — Великий молебен, который посвящен 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни в индийском городе Шравасти, и длится 15 дней. Кстати говоря, в Тибете этот праздник называется Лосар.
"Я сердечно поздравляю всех буддистов с наступлением Белого месяца, который широко отмечается в буддийских регионах России. В первый день Белого месяца в Калмыкии отмечают приход весны, а в Бурятии, Забайкалье и Туве – наступление Нового года. Цаган Сар в Калмыкии, Сагаалгаан в Бурятии и Забайкалье, Шагаа в Туве это время молитв и благопожеланий", - заявил представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче
Пагода Семи Дней на центральной площади города Элисты. На первом плане - уличные шахматы
Он пожелал верующим, чтобы в их сердцах родилась бодхичитта – "устремление к полному пробуждению ради блага всех живых существ", и чтобы они могли принести действенную помощь каждому, кто встретится на их пути.
«
"Бодхичитта – одна из важнейших составляющих буддийского пути к пробуждению, вторая – это мудрость. Старайтесь, чтобы мудрость и бодхичитта были развиты в вас в раной мере. В этом случае ваше движение по духовному пути будет безупречным", - отметил лама.
Тэло Тулку Ринпоче также призвал всех гостей вечера принять участие в предстоящих Учениях Далай-ламы для буддистов России, которые состоятся с 10 по 12 мая в Дели.
Далай-лама держит монаха на нос во время визита в Дхармсале

Обряды праздника

Накануне перед началом новогоднего богослужения в буддийских дацанах состоялось освящение балинов (традиционных подношений божествам). Причем именно к Новому году готовится самый большой балин - Зоогын Далай (океан явств). Его украшают цветы и фигуры, вылепленные из козьего жира. Дары ставятся в алтаре основной части храма, где молятся миряне.
Прихожане и священнослужители у ритуального костра во время обряда очищения "Дугжууба" в преддверии празднования Нового года в Санкт-Петербургском буддийском храме "Дацан Гунзэчойнэй"
Богослужение второго дня посвящено тантрическим (тантрой называют учение буддизма) божествам, десяти защитникам Учения. Оно сопровождается боем в барабаны и медные тарелки и включает медитации, восхваления, поклоны и подношения божествам.
В третий день Сагаалганай хурала (в этом году - 28 января) - совершается самый красочный обряд праздника, который называется Залаха Соор или Дугжуба. Он собирает в дацанах и храмах множество верующих. Это тантрический обряд "устранения препятствий" - 64 злых сил, приносящих несчастья, болезни, преждевременную смерть. Посредством медитации ламы собирают все зло в Соор - большое пирамидальное сооружение - и сжигают его в очистительном огне.
Участники ритуала Жинсрэг в Дуйнхор Дугане Улан-Удэнского дацана
Буддисты-миряне тоже вносят свою лепту в обряд сжигания зла. Каждый обтирает себя куском теста, ваты или ткани, который должен впитать невзгоды и болезни, - и бросает его в соседний костер.
Последний день уходящего года посвящается богине Лхамо - главной защитнице Учения. К этому дню буддисты обязательно наводят в доме чистоту и готовят семейное застолье. Изречение "как Новый год встретишь - так его и проведешь" особенно популярно у буддистов. Поэтому ламы призывают в эту ночь молиться о благополучии и не проспать приход богини.
Бурятское чудо. Как российский лама стал божеством для иностранцев

Пятнадцать чудес Будды

Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение первых двух недель после наступления Нового года в храмах ежедневно проводятся службы в честь одного из 15 чудес Будды.
В первый день первого весеннего месяца он воткнул в землю свою зубочистку, из которой выросло огромное дерево, заслонившее кроной весь небосвод, Солнце и Луну. На ветвях дерева висели огромные плоды, подобные сосудам, вмещающим пять ведер воды. На второй день мановением руки Будда сотворил по обеим сторонам от себя высокие горы с фруктовыми деревьями: по правую руку Будды люди собирали и вкушали эти плоды, а по левую руку от него паслись стада.
Буддийский храмовый комплекс Борободур на острове Ява
На третий день он ополоснул рот водой и выплюнул эту воду на землю. Вода сразу превратилась в озеро, в котором цвели огромные лотосы, наполнявшие своим благоуханием всю округу. На четвертый день по воле Будды из озера раздался громкий голос, который проповедовал священное учение. На пятый день Будда улыбнулся, и от его улыбки разлился свет в 3 тысячах миров, а все, на кого упал этот свет, стали благословенными.
На шестой день все последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает их в грядущем за совершенные добродетели и прегрешения. На седьмой день Будда предстал перед учениками в окружении властителей всего мира, которые вместе с приближенными воздавали ему хвалу и почести. Все это время лжеучителя были бессильны произвести какое-либо чудо, мысли их путались, языки онемели, а чувства были подавлены.
В Лаосе нашли сотни древних фигурок Будды
На восьмой день Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сидения лжеучителей, а появившееся божество Ваджрапани прогнало отступников своей ваджрой — грозным оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешла на сторону Будды.
На девятый день Будда предстал выросшим до небес и проповедующим учение обитателям всех миров. На десятый день он стал видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал в них свое учение. На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров. На двенадцатый день из тела Будды вышел золотой луч, который осветил царства 3 тысяч миров, а все, кого коснулся свет, прониклись учением.
Паломники Баргузинского дацана в Бурятии
На тринадцатый день Будда испустил из пупа два луча, которые поднялись на высоту семи саженей, и каждый луч был увенчан цветком лотоса. Затем на этих лотосах появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами — и на них появлялись отражения Будды, и так продолжалось, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную. На четырнадцатый день Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, которая достигла мира богов. Из нее образовалось множество других колесниц с отражениями Будды, а их сияние наполнило светом все миры.
На пятнадцатый день Будда наполнил едой все сосуды в городе. Еда в каждом сосуде отличалась по вкусу, и люди ели с удовольствием. Затем Будда рукой коснулся земли: она разверзлась, и все увидели ад, в котором страдали души стремившихся получать от жизни только наслаждение. Увидевшие муки ада смутились, и Будда продолжил проповедовать свое учение.
Далай-лама: уроки сострадания остановят истребление животных
Обсудить
Рекомендуем