Опыт Санкт-Петербурга, в управленческую команду которого вошли победители и финалисты кадровых конкурсов, хорош для страны в целом и в перспективе может быть использован в других регионах, считает проректор РАНХиГС, генеральный директор АНО "Россия — страна возможностей" и руководитель конкурса "Лидеры России" Алексей Комиссаров. Об этом, а также о подготовке нового поколения управленцев и портрете идеального губернатора он рассказал в интервью РИА Новости во время полуфинала конкурса "Лидеры России" во Владивостоке. Беседовал Михаил Кириллов.
— Алексей Геннадьевич, в прошлом году врио губернатора Санкт-Петербурга был назначен Александр Беглов, под его руководством в город пришла новая команда управленцев – победители различных кадровых конкурсов, финалисты "Лидеров России". Как вы оцениваете потенциал новой команды? Сможет ли Петербург, например, стать пилотным регионом для апробации новых подходов к управлению?
— Мне очень приятно, что победители конкурса "Лидеры России" – финалисты и полуфиналисты – востребованы в разных регионах. Сейчас мы находимся в Приморском крае, и губернатор (Приморского края Олег Кожемяко – ред.) сказал, что посмотрит на всех полуфиналистов и пригласит их в кадровый резерв. Но то, что врио губернатора Санкт-Петербурга обратил внимание на наших финалистов, очень приятно. Он пригласил в свою команду Юлию Аблец, которая теперь отвечает в администрации Петербурга за несколько направлений. Я надеюсь, что этот подход абсолютно правильный и хороший для страны в целом, а также для руководства регионов, который привлекает такие молодые и современные кадры. Для участников конкурса это возможность получить дальнейшее профессиональное развитие.
— Вы считаете, что такой подход может быть использован во всех регионах страны?
— Я считаю, что он абсолютно правильный. Кстати говоря, насколько я знаю кадровую политику Беглова, он старается приглашать в первую очередь тех, для кого Санкт-Петербург является родным городом, как для нашей финалистки Юлии Аблец. Мне кажется, что это очень хороший подход, когда люди возвращаются в свой родной регион уже с большим опытом работы в других округах, городах на иных позициях, который они могут принести в свои родные края.
— Какие задачи ставятся перед новым поколением управленцев? Какой эффект должны видеть жители регионов от работы новых команд?
— Всем понятно, что главная задача, которую ставит президент перед всеми управленцами, это в первую очередь забота о жителях регионов. Мы знаем множество примеров, когда проекты реализуются, но жители этого не чувствуют, не ощущают на себе. Главная задача – слушать людей, уметь отвечать на их запросы, делать так, чтобы каждый житель страны понимал, зачем вообще в стране существует власть.
— Какова ситуация с обучением управленцев в РАНХиГС? Готовите ли вы новое поколение губернаторов и федеральных чиновников? Когда мы сможем их увидеть?
— РАНХиГС действительно крупнейший вуз, и я бы сказал, что трудно найти в нашей стране управленца высокого уровня, который так или иначе не был бы связан с академией. Кто-то получал там первое высшее образование, кто-то дополнительное. Сейчас реализуются программы подготовки кадрового резерва страны. За последние полтора года из нее вышло 15 губернаторов, два федеральных министра, было и много других серьезных назначений. Мы можем видеть, что выпускники программы востребованы на самом высоком уровне. Мы чувствуем понимание от руководства страны, что управленцам нужно учиться и повышать квалификацию. Нужно, простите за выражение, "вливать свежую кровь", чтобы приходили новые молодые люди, которые могут принести стране полезные вещи.
— Идеальный губернатор – какой он для вас? Какой у него возраст, опыт руководства, стиль общения?
— Я знаком со многими губернаторами, знаю, что есть очень успешные и молодые, и старшего возраста, но и тем и другим не представляется возможным эффективно работать без коммуникации с населением. Думаю, что невозможно работать без социальных сетей, без оперативного реагирования на общественный запрос – это требование современного мира. Это касается любого управленца, губернаторы не исключение.
— В прошлом году СМИ писали про будущих губернаторов, которые во время обучения ложились под БТР и прыгали с тарзанки. Как с подобной подготовкой обстоят дела в этом году?
— Действительно, СМИ активно рассказывали, как мы готовим губернаторов, используя самые яркие кадры, самые интересные истории. Конечно, основное направление программы подготовки связанно с мастер-классами, лекциями и практическими занятиями. Однако в нашей программе существуют элементы командообразования. Был сплав в Сочи, были прыжки со скалы, было посещение воинской части, где можно было попробовать себя на месте современного солдата. Это очень важный элемент нашей подготовки. Он позволяет почувствовать себя членом команды в экстремальных условиях. Вся жизнь современного руководителя – сплошная экстремальная ситуация, сплошной стресс. Я вас уверяю, что прыжок со скалы и другие экстремальные задачи были далеко не самым большим стрессом в их жизни.
— Последнее время было много скандалов из-за неосторожных высказываний региональных чиновников. Кто-то некорректно формулировал мысли, кто-то просто вел себя неэтично. Отслеживаете ли вы подобные истории? Обучаете ли вы управленцев навыкам публичной коммуникации?
— Одним из обязательных элементов нашей программы является коммуникация, в том числе общение со СМИ и населением. Безусловно, мы отслеживаем подобные истории, которые широко тиражируются. На этих примерах мы разбираем, как правильно себя вести. Я бы разделил подобные случаи на несколько категорий. Бывает так, что чиновники выражаются некорректно, невежливо и, безусловно, заслуживают общественного порицания. Но бывает и так, когда слово или фраза вырывается из контекста и интерпретируется в том смысле, в котором оно не закладывалось. И в том и в другом случае любой руководитель должен понимать, что любое его слово может быть использовано против него самого.
— Учите ли вы управленцев подбирать одежду, формировать личный стиль и в целом вести себя на публике?
— Есть много замечательных навыков, которым мы бы хотели обучить современных руководителей, однако мы сильно ограничены во времени. К сожалению, обучить всем необходимым вещам невозможно. Пока специальных курсов, посвященных стилю одежды или этикету, нет, однако мы не исключаем, что они появятся. Это важный элемент. Нам стоит об этом подумать.