МОСКВА, 24 янв - РИА Новости. Пока армия Венесуэлы сохраняет верность Николасу Мадуро, он может не опасаться внешнего вторжения, считает российский эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Дмитрий Бурых. Страны, поддерживающие венесуэльскую оппозицию, могут решиться только на использование спецназа против Мадуро и его окружения, считает он.
РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ РЕШИТЕЛЬНОСТИ МАДУРО
Спикер парламента Венесуэлы Хуан Гуаидо в среду объявил себя временным главой государства на период действия временного правительства в стране. США заявили о признании Гуаидо и потребовали от президента Венесуэлы Николаса Мадуро, которого они не считают законным главой государства, не допустить силовых действий против оппозиции. К настоящему времени, помимо США, статус Гуаидо в качестве временного главы государства признали Канада, Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Гватемала, Гондурас и другие.
Мадуро, в свою очередь, объявил себя конституционным президентом, а главу оппозиционного парламента назвал "марионеткой США". Министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес заявил, что армия не признает Гуаидо президентом и будет защищать Конституцию страны и ее суверенитет.
"Что касается армии, и в целом силовые структуры – их позиция будет иметь ключевое значение для дальнейшего развития ситуации внутри Венесуэлы. Пока признаков того, что армия может принять сторону участников переворота, пойти на ее поводу – нет", - заявил Бурых РИА Новости.
Он прогнозирует, что позиция армии будет во многом зависеть от решимости самого президента Мадуро купировать эту ситуацию.
"Мадуро дал понять, что он готов использовать любые имеющиеся в его арсенале средства, чтобы защитить суверенитет и независимость Венесуэлы. Международная поддержка Мадуро тоже довольно обширна – и Россия, и Китай, и Турция – высказали слова поддержки. В ближайшие дни и часы мы увидим, как будут развиваться события, которые во многом будут зависеть от позиции и политической воли главы государства", - считает Бурых.
ОРУЖИЕ ВЕНЕСУЭЛЫ БОЛЕЕ СОВРЕМЕННОЕ, ЧЕМ У СОСЕДЕЙ
По его оценке, венесуэльские вооруженные силы по своей эффективности и вооруженности представляют из себя достаточно серьезную силу.
"Они хоть и уступают бразильским вооруженным силам, но с учетом того, что широкомасштабные боевые действия, если они будут иметь место, будут вести на своей территории, в том числе в сложных условиях джунглей, гористой местности, вероятность того, что венесуэльские вооруженные силы смогут защитить свою территорию, достаточно велика", - считает он.
С помощью масштабного военно-технического сотрудничества за последние 10-15 лет с Китаем и Россией венесуэльская армия сумела серьезно перевооружиться, в том числе за счет поставок серьезной боевой техники. "Танки, самолеты, в том числе истребители и бомбардировщики, часть из которых более современные, чем те, которыми располагают армии Бразилии и Колумбии", - отметил эксперт.
СОСЕДИ ВМЕШАЮТСЯ СПЕЦНАЗОМ, А НЕ АРМИЕЙ
Таким образом на данный момент нет признаков и того, что США или ближайшие соседи Венесуэлы – Колумбия и Бразилия – готовы начать интервенцию, несмотря на то, что соседи стягивали часть своих воинских подразделений в приграничные с Венесуэлой районы, а президент Бразилии Жаир Болсонару давал понять, что Бразилия не пожалеет сил и средств для возвращения демократии в эту страну. Эксперт отметил также, что и сам президент Бразилии, и многие люди в правительстве страны – это бывшие военные, которые достаточно решительны и обладают "черно-белым мышлением", а также не любят левые правительства.
«
"Основным промоутером обострения являются США, но они пытаются сознательно отойти на второй план и выдвинуть на первый план своих латиноамериканских союзников, чтобы формально снять с себя хотя бы часть ответственности за нынешнее обострение. Эти союзники идут на поводу у Вашингтона и максимально обостряют эту ситуацию", - отметил Бурых.
По его прогнозу, "вмешательство будет иметь достаточно ограниченный характер и коснётся применения только сил специального назначения, которые будут задействованы, чтобы лишить возможности ключевые фигуры действующего венесуэльского правительства влиять на ситуацию, нейтрализовать их каким-то образом".