МОСКВА, 6 янв — РИА Новости, Максим Рубченко. В одном из недавних интервью глава компании Tesla Илон Маск признался, что 2018 год оказался самым трудным за всю его карьеру. Почему 2019-й может доставить компании еще больше неприятностей — в материале РИА Новости.
"Сущий ад"
"Это были самые мучительные месяцы в моей жизни, сущий ад", — сказал Маск на июльском собрании акционеров компании Tesla. В августе миллиардер сообщил журналистам о проблемах со здоровьем: из-за работы по 120 часов в неделю он страдал синдромом хронической усталости и бессонницей. "Очень часто я сталкиваюсь с выбором — не спать вообще или принимать снотворное", — посетовал глава Tesla.
Немало головной боли в минувшем году было и у акционеров компании. За второе полугодие 2017-го акции Tesla упали на четверть стоимости. В начале 2018-го компания теряла деньги со скоростью 50-100 миллионов долларов в неделю. Аналитики Bloomberg даже высчитали точную дату, когда у Tesla полностью закончатся средства: 6 августа 2018 года.
Котировки обваливал сам Маск неосторожными высказываниями. Когда в ходе телефонной конференции с аналитиками в мае его спросили о колоссальных расходах компании, глава Tesla заявил: "На тупые вопросы нет смысла отвечать". Акции тут же упали почти на 6%.
В июне из финансовой отчетности выяснилось, что почти 20% клиентов, внесших предоплату за Tesla Model 3, потребовали компенсации за невыполненные заказы — снова падение котировок. Не добавила оптимизма акционерам и новость о том, что из-за долгов Tesla попросила поставщиков запчастей вернуть деньги, ранее выплаченные в качестве предоплаты за поставки.
Но затем Маск совершил маленькое чудо: поскольку двух сборочных линий не хватало, чтобы выйти на запланированные объемы, построили третью — под навесом на автостоянке компании.
"Никто не ожидал, что мы оборудуем конвейер на парковке, — напомнил Илон Маск в конце года в интервью телепрограмме "60 минут". — Но мы это сделали, и третья сборочная линия позволила увеличить выпуск автомобилей на 50%".
Первого июля Маск разослал сотрудникам электронное письмо: "Мы наконец-то стали полноценной автомобильной компанией". За неделю с конвейера сошел 5 031 автомобиль. За несколько дней в начале июля акции Tesla подорожали на треть — с 278 до 370 долларов.
Однако Маск опять все испортил. В августе он написал в твиттере, что намеревается выкупить акции Tesla с биржи по 420 долларов — на четверть дороже рыночной цены. Котировки подскочили на 20 с лишним процентов, однако через пару недель Илон Маск сообщил, что передумал делать компанию частной "из-за негативной реакции инвесторов".
После этого прошла череда обвалов. Новость о том, что Комиссия по ценным бумагам (SEC) США обвинила Маска в манипуляции рынком, привела к падению акций на 15%. Маску удалось уладить дело в досудебном порядке, уплатив 20 миллионов долларов штрафа и отказавшись от должности председателя совета директоров Tesla (при этом он остался генеральным директором компании).
Акции выросли на 16%, до 310 долларов, но продержались на этом уровне недолго — до того момента, как Маск покурил марихуану в прямом эфире в ходе интервью с комиком Джо Роганом. Ценные бумаги потеряли восемь процентов и в начале ноября котировались около отметки 250 долларов.
Американские горки
Затем произошло еще одно чудо: Tesla сообщила, что впервые за два года получила прибыль — 312 миллионов долларов по итогам третьего квартала. Акции подорожали на 13%, но главное, крупная квартальная прибыль отодвинула угрозу банкротства.
Объявили новые грандиозные планы: нарастить производство до 10 000 автомобилей в неделю в начале 2019 года, развернуть продажи за пределами США, снизить стоимость Tesla Model 3 до 35 000 долларов (сейчас базовая модель электромобиля стоит 49 тысяч, а дополнительные настройки под конкретного покупателя увеличивают цену до 60 тысяч долларов).
С ноября компания принимает европейские заказы, правда, не уточняя, когда заказчики смогут получить свои автомобили и в какие страны машины направят в первую очередь. Акции перешли к стабильному росту и к середине декабря достигли максимума за четыре месяца — 377 долларов. В начале года было 314 долларов.
Но 19 декабря на компанию и ее акционеров обрушился новый удар: автомобиль Tesla Model S внезапно самовоспламенился на парковке около магазина в пригороде Лос-Анджелеса. Пожарные потушили пламя и отбуксировали машину на аварийную стоянку. Там она загорелась снова. По свидетельству пожарных, дважды вспыхивал аккумулятор.
Через три дня после этого Tesla сообщила об уходе вице-президента компании Йенса Питера Клаузена. Он возглавлял производство батарей на фабрике Gigafactory, принадлежащей Tesla, и считался одним из символов компании, поскольку в результате авральной работы смог увеличить объемы производства с нескольких штук до пяти тысяч аккумуляторов в неделю.
После двойного самовозгорания аккумулятора и увольнения одного из ключевых топ-менеджеров, отвечавшего как раз за этот агрегат, акции перешли в свободное падение, потеряв к концу года более 20% стоимости.
Чуда не будет
Кризис с самовозгоранием случился в самый неподходящий момент. Во-первых, весь американский рынок акций вступил в фазу снижения и инвесторы спешат избавиться от наиболее рискованных активов. Акции Tesla определенно входят в их число.
Во-вторых, в последнее время едва ли не ежедневно сообщается о достижениях конкурентов Tesla, намеревающихся отобрать рынок у Илона Маска. Электрические авто уже вошли в модельный ряд всех крупнейших автопроизводителей.
В середине декабря свой вариант "убийцы Tesla" представила компания Porsche, открывшая прием заказов на электромобиль Taycan. По сообщениям аналитического агентства CNET, за несколько дней заказов собрали на год вперед, причем больше половины пришлось на нынешних владельцев электромобилей Tesla.
С серьезной конкуренцией компании Маска предстоит столкнуться и на другом направлении. BMW и Porsche создали быструю зарядку батареи электромобиля — всего три минуты до запаса хода в 100 километров. До 80% заряд аккумулятора пополняется за 15 минут — вдвое быстрее, чем у Tesla.
Сам Маск признал успехи конкурентов, но не выразил по этому поводу ни малейшего беспокойства. "Если кто-то придет и сделает электромобиль намного лучше нашего, мы не сможем больше продавать и обанкротимся — это все равно будет хорошо для мира, — философски рассудил глава Tesla в декабрьском интервью телепрограмме "60 минут". — Я буду спокойно спать по ночам, зная, что кто-то делает отличные электромобили".
Эксперты отмечают, что после ухода с поста предправления Tesla Маск все больше внимания уделяет другим своим проектам — SpaceX и Boring Company. Производство электромобилей для него отходит на задний план.
В день, когда дважды самовоспламенился электромобиль Tesla, Маск проводил презентацию новой транспортной системы Boring Company в калифорнийском городе Хоторн. Строительство тоннеля длиной 2,3 километра и шириной 4,3 метра оценивается в десять миллионов долларов. А несколько дней спустя он представил проект космической системы Starship, первый полет которой намечен на весну.
Аналитики беспокоятся, что усталость Маска от Tesla в то время, когда компания столкнулась с одним из самых серьезных кризисов, обернется для первого производителя серийных электромобилей полным крахом. Восстанавливать репутацию аккумуляторов и одновременно противостоять конкурентам без активных усилий главы компании, мягко говоря, очень сложно.
Правда, некоторые эксперты указывают, что у Маска есть "55 миллиардов причин" для того, чтобы спасти Tesla от банкротства. Дело в том, что в январе прошлого года акционеры пообещали выплатить Маску компенсацию в размере 55 миллиардов долларов, если в течение следующих десяти лет он останется у руля компании и обеспечит рыночную капитализацию в 650 миллиардов долларов (это примерно в 12 раз больше, чем сегодня).
В противном случае Маск не получит ни гроша. С другой стороны, сегодня его состояние оценивается в 20 миллиардов долларов, так что он вполне может позволить себе заниматься только тем, что интересно ему самому.