МОСКВА, 4 янв - РИА Новости. В Совете Федерации предлагают оказывать финансовую поддержку не только малой авиации, но и пассажирам, пользующимся ее услугами, путем оказания адресной помощи при покупке билетов.
"Полагаю, действенная финансовая поддержка нужна не только малой авиации как производителю услуг, но и авиапассажирам как потребителям этих услуг. А для этого необходимо расширить оказание адресной помощи пассажирам на приобретение билетов малой региональной авиации, которая терпит большие убытки от полупустых рейсов", - сказал РИА Новости зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству Максим Кавджарадзе.
По его мнению, в данном случае федеральная программа социальной поддержки местного населения может поддержать другие федеральные программы, в том числе пространственного развития России и воссоздания подотрасли малой авиации.
Одной из самых чувствительных проблем малой авиации сенатор назвал обучение кадров, создание летной инфраструктуры в небольших поселках, а также выбор линейки самолетов для местных авиалиний по критериям экономической оптимальности. Стоит решить и вопрос запуска действующих финансовых механизмов господдержки, добавил Кавджарадзе.
«
При этом следует помнить, что ни в одной стране мира местные авиаперевозки никогда не были самоокупаемыми", - отметил парламентарий.
Также, подчеркнул зампред комитета, необходимо решить вопросы территориальной привязки базы малой авиации.
"Возможно, в каждом федеральном округе можно создать по одной базе. Россия - страна огромная, поэтому стоит подумать и над тем, чтобы для каждой географической зоны можно подобрать оптимальный тип самолета: для южных регионов - одни модели, для северных - другие", - полагает он.
В целом, заявил Кавджарадзе, в реализации программы пространственного развития страны несомненна "решающая и даже незаменимая" роль малой авиации.
«
Говоря о проблемах пространственного развития территории России, мы всегда должны осознавать, что если регион становится труднодоступен даже для малой авиации, он закрывается для экономического развития, а если в нем ликвидируются аэродромы - начинается неконтролируемая депопуляция прилегающих районов", - убежден сенатор.
Он сообщил, что в 19 труднодоступных регионах России местное авиасообщение является, "по существу, социальным, то есть незаменимым видом транспорта". В восьми из них региональная авиация - основной способ обеспечения круглогодичной транспортной доступности. При этом за последние 25 лет число аэродромов и площадок в этих труднодоступных регионах России снизилось в среднем на 55 процентов. Вследствие этого продолжался непрерывный отток населения, который скорее всего идет в округах, прилегающих к заброшенным аэродромам и взлетным полосам, констатировал Кавджарадзе.
Он предложил также предусмотреть и ряд других ресурсов развития малой авиации, в том числе, задействовать ее имиджевый потенциал, а также гражданские и волонтерские возможности ее сторонников и энтузиастов.
"Например, в одной из стран с активно развитой малой авиацией, среди авиаторов и любителей есть такая ценностная установка: даже крошечный аэродром должен продолжать жить. Там волонтеры создают сообщества, которые занимаются этим. Их активисты и лидеры входят в самую крупную в мире Ассоциацию пилотов и собственников воздушных судов. Если появляется проблемный аэродром, сразу запускается система защиты: организуются встречи с местной администрацией и властями, политическими и общественными деятелями, идут поиски спонсоров, совместные акции с авиационными клубами, и так далее. И это работает", - подчеркнул сенатор.
Он считает безосновательными утверждения "разных пессимистов", что у России нет технологического и экономического потенциала для воссоздания на новом уровне малой авиации.
Возрождение всего комплекса этой подотрасли дело неспешное. Возможно, на это уйдет 10–15 лет, но новые российские самолёты и вертолеты непременно должны вернутся в регионы России, на новые и возрожденные аэродромы", - сказал Кавджарадзе.