МОСКВА, 25 дек – РИА Новости. Загадочные линии и фигуры на плато Наска были не астрономическими инструментами индейцев, а "дорожными храмами", построенными на пересечениях важных дорог древнего Перу. Об этом пишут ученые, опубликовавшие статью в журнале Antiquity.
«
"Древние горные тракты и геоглифы – два самых заметных рукотворных объекта в Андах. Они расположены рядом друг с другом, и почему-то никто раньше не интересовался тем, как они могут быть связаны между собой. Мы предполагаем, что эти рисунки были своеобразными "часовнями", где путешественники читали молитвы в дорогу", — заявил Питер Бикулис (Peter Bikoulis) из университета Торонто (Канада).
Загадочные линии и фигуры на плато Наска открыли в середине XVI века испанские конкистадоры, которые сочли их "путевыми знаками". Повторное открытие геоглифов состоялось лишь в 1939 году, когда об их существовании заявил перуанский археолог Торибио Ксесспе. В тот же год американский историк Пол Косок сделал с самолета первые фотографии.
По современным оценкам, на пустынном высокогорном плато протяженностью 70 километров "нарисовано" более 30 гигантских животных и растений, несколько сотен абстрактных геометрических фигур и 13 тысяч линий, многие из которых видны из космоса. Рельефные изображения этих линий попали на золотой диск с информацией о Земле и человечестве, который отправился в межзвездное пространство на "Вояджере".
Пока среди археологов и историков нет единого мнения насчет того, как представители культуры Наска, жившие на плато в середине первого тысячелетия нашей эры, смогли "вычертить" гигантские рисунки. Ученые спорят и о том, какую роль играли геоглифы в жизни индейцев. В разное время исследователи полагали, что это своеобразные "обсерватории" или изображения созвездий.
© Фото : Bikoulis et al. /Antiquity 2018
Дороги, построенные инками (A,B), геоглиф (слева) и тракт конкистадоров (С)
В последние годы появилась версия о культовом предназначении рисунков: геоглифы Наски, как и похожие на них комплексы в Боливии и Амазонии, могли использоваться индейцами для общения с богами. Некоторые историки, такие как египтолог Генри Стерлин, придерживаются относительно парадоксальных и в то же время утилитарных точек зрения: по их мнению, наска использовали фигуры и линии в качестве гигантского ткацкого станка для плетения саванов.
Бикулис и его коллеги предложили новое объяснение их сущности, по сути, вернувшись к идеям испанских конкистадоров и хронистов. Они обратили внимание на то, что многие рисунки на плато Наска и в других регионах Перу были расположены рядом с перекрестками крупных древних дорог, построенных инками в Андах в доколумбову эру.
Это заставило их предположить, что дороги и геоглифы могли быть связаны друг с другом. Для проверки этой идеи ученые отправились в ущелье Сиуас на юге Перу, на чьих склонах и дне присутствуют одни из самых крупных наскальных рисунков древних индейцев.
Канадские археологи составили детальные карты местности, в том числе и древних дорог, используя снимки с дронов, а также результаты раскопок на месте. Многие из них, как обнаружили исследователи, почти полностью исчезли за последние два тысячелетия. Их следы сохранились лишь в виде глиняных черепков, прочих артефактов и особой структуры грунта.
Что интересно, все геоглифы были разбросаны по долине далеко не случайным образом. Они почти всегда находились у кромки долины, рядом с дорогами или крупными поселениями людей. Чаще всего они были расположены в тех точках, где находились самые важные выходы и входы в ущелье Сиуас.
Многие из этих рисунков, как отмечают ученые, похожи по своему начертанию на узоры, которыми покрыты многие ритуальные керамические сосуды и некоторые ткани древних инков и прочих индейцев Перу. Вдобавок, обломки подобной посуды, а также прочих религиозных артефактов Бикулис и его коллеги нашли рядом с этими геоглифами.
Это, как считают исследователи, говорит о том, что эти загадочные каменные конструкции, построенные на перекрестках древних дорог, могли служить своеобразными "дорожными часовнями" для древних инков и прочих жителей Анд, желавших безопасно достичь цели своего путешествия.