МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Александр Филиппов. У времени есть разные аспекты — исторический, астрономический, богословский. Последний особенно актуален в дни празднования Рождества Христова 25 декабря и 7 января. Отличаются ли григорианский, юлианский и новоюлианский календари чем-нибудь, кроме разницы в 13 дней, необходима ли связь календаря с движением небесных светил и что говорят об этом древние христиане и современные богословы — в материале РИА Новости.
Почему 25-го
С точки зрения древних христиан, Рождество должно праздноваться в день зимнего солнцестояния. "Дни праздничные соблюдайте, и прежде всего — день Рождества Господня, совершая его в двадцать пятый день девятого месяца", — говорит памятник III века "Апостольские постановления".
Почему 25 декабря? Этому есть как минимум три разных объяснения.
Во-первых, Юлий Цезарь в 45 году до Рождества Христова установил календарь, в котором дата зимнего солнцестояния (лат. bruma — "короткий (день)") выпадала на 25 декабря. После этого числа день становится длиннее, что ассоциировалось с рождением солнца. В Средиземноморье даже распространилось празднование Дня рождения Непобедимого Солнца. Этот период называли "брумалия" и посвящали разным богам. Торжества продолжались в течение месяца по ночам и состояли преимущественно из пиров и танцев.
Одной из форм борьбы христианства с язычеством стала практика замены этих языческих обрядов христианскими. Церковь решила праздновать в этот день Рождество Христово. И полное название торжества звучало как "День рождения непобедимого Христа" или "Праздник светов". "Одна из теорий гласит, что тем самым Церковь попыталась заменить миссионерским образом праздник Непобедимого Солнца", — отмечает протоиерей Владимир Хулап.
Однако, согласно другой теории, датировка праздника основана на библейской хронологии. "Она и исходит из даты 25 марта — Благовещения и зачатия Христа, от которой вычислили девять месяцев", — поясняет отец Владимир.
Третью версию предлагает автор книги "Христианские хронологические системы", известный в православных кругах историк Павел Кузенков. По его словам, праздник Богоявления (Крещения) — более древний, чем Рождество, он отмечается по юлианскому календарю 6 января (по григорианскому, соответственно, 19 января). И именно ему мы обязаны привязкой даты Рождества к 25 декабря.
"Изначально Богоявление было соединено с Рождеством. Армяне, например, до сих пор отмечают эти праздники вместе. В IV веке появилось Рождество — считается, что как замещение языческого праздника зимнего солнцестояния. Однако мои исследования показали: скорее всего, 25 декабря родилось из 6 января — при пересчете с египетского подвижного календаря на юлианский. Кроме того, эта дата хорошо согласуется с косвенными евангельскими указаниями на время Рождения Иисуса. Впрочем, символизм Рождества Христа — "истинного Солнца правды" — в момент начала возрастания солнечного времени суток всегда был очень важен. Ведь христианство вытесняло широко распространенный в Риме солнечный культ. Еще одним — совершенно случайным, но знаковым — календарным моментом стало совпадение языческого первого дня планетной семидневки (недели), который был посвящен солнцу (ср. англ. Sunday), с днем Воскресения Христа", — говорит Кузенков.
Астрономия и три календаря
В наши дни, однако, дата зимнего солнцестояния сместилась на 21 декабря из-за накапливающейся календарной ошибки. Дело в том, что астрономический год не равен в точности 365 суткам, есть еще четверть суток. К IV веку ошибка в синхронизации календарного и солнечного года достигла уже трех дней, так что зимнее солнцестояние приходилось не на 25 декабря, а на 22-е.
Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом на один день накапливается за 128 лет, григорианского — за три тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет.
К XVI веку простая, но несовершенная система корректировки ошибки юлианского календаря накопила целых десять дней отставания от 25 декабря, а от астрономического солнцестояния — 13 дней. Выполняя решение Первого Вселенского собора о согласовании празднования Рождества и Пасхи с астрономическим годом, папа римский Григорий XIII взял за основу тот же самый юлианский календарь, но усложнил систему компенсации его ошибок и подвинул календарную сетку на десять дней. С тех пор ученые и богословы спорят, разные ли это календари или второй — это тот же самый юлианский календарь, только в чуть усложненной версии, и есть ли вообще смысл в разных "стилях".
"По сути дела, каждый из этих календарей рассматривался как попытка уточнить один и тот же юлианский календарь. Когда папа Григорий в XVI веке вводил свой календарь, он стремился исправить ошибку. То же самое было сделано в 1923 году, когда на Всеправославном совещании приняли новоюлианский календарь, представляющий собой попытку еще большего уточнения. Если ошибка юлианского календаря — один день в 128 лет, то григорианского — один день в 3000 лет, а у новоюлианского еще меньше. Юлианский календарь в новых двух приближениях — григорианском и новоюлианском остается идеалом, от которого никто не собирался отказываться, но хотели только уточнить его", — объясняет протоиерей Владимир Хулап.
С ним не совсем согласен историк Павел Кузенков. По его словам, юлианский, новоюлианский и григорианский календари — это, конечно, календари одного типа — солнечного. Они учитывают только ход солнца по сезонам, а луну "игнорируют". К тому же у них одна и та же римская система месяцев. "Но из-за разных способов интеркаляции (вставка високосной секунды, дня, недели или месяца в хронологии. — Прим. ред.) их даты расходятся. Поэтому, строго говоря, это разные календари. Часто их называют "стилями", но это неверно: стиль — это вариант точки отсчета в одном календаре. Например, в допетровской Руси у нас был юлианский календарь сентябрьского стиля, а позже — январского", — подчеркивает Кузенков.
Время на небе и в мобильном
Кроме астрономического, в календарном вопросе есть и богословский аспект. Библия говорит, что светила небесные Бог сотворил для исчисления времени: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт 1:14). Можем ли мы согласиться, чтобы ошибка старого юлианского стиля накапливалась и Рождество с декабрем смещалось на январь?
"Если мы посмотрим на христианское святоотеческое богословие IV-VI веков, то увидим, что даты конкретных астрономических событий были очень важны и на их основе выстраивались богословские системы, связанные с днем равноденствия, солнцестояния и так далее. Наша цивилизация отошла от жестких привязок к естественному календарю, мы почти не смотрим на небо, живем по часам, которые у нас в мобильном телефоне. Юлианский календарь остается традицией Русской церкви", — говорит отец Владимир Хулап.
"В древности, в том числе в Ветхом Завете, связь календаря с сезонными событиями и работами в конкретном регионе — вопрос принципиальный. Новый Завет открывает в истории другую эпоху: христианство — религия мистическая и универсальная, поэтому и привязки к каким-то природным явлениям в христианском календаре не требуется. Ведь и сейчас Рождество Христово мы празднуем зимой, а аргентинцы — летом, там ведь декабрь — летний месяц," — соглашается Кузенков.
Русская церковь и календарный вопрос
Светские люди часто спрашивают священнослужителей, причем с возмущением: почему Русская православная церковь не сменит старый юлианский календарь на тот, по которому живет западный мир (григорианский)? Удобнее же праздновать всем вместе 25 декабря! Да и поститься или мириться с постящимися родственниками и друзьями в новогодние праздники (Рождественский пост у православных христиан продолжается до 7 января) тогда не придется. На этот вопрос и священноначалие, и эксперты Русской церкви неоднократно отвечали, что традиционный юлианский церковный календарь дорог церковному народу.
В новом тысячелетии календарные вопросы, конечно, актуализировались. Но совсем недавно, перед Критским собором глав и представителей ряда поместных православных церквей мира 2016 года, патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из интервью сказал, что вопрос о смене богослужебного календаря в Русской православной церкви сейчас не стоит.
И по-прежнему официальные представители Церкви проблему календаря не считают актуальной.
"В текущем году вопрос богослужебного календаря на официальном уровне в Русской церкви не обсуждался", — сообщил замглавы Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.