Преподобный Даниил Столпник
До пяти лет у него не было имени. Его родители, благочестивые христиане из Месопотамии, так долго были бездетными, что после рождения в 410 году долгожданного первенца решили: раз он появился на свет по явному Божиему благоволению, то пусть Сам Господь его и наречет. В конце концов имя мальчику дал игумен монастыря, куда его привели родители: взял одну из богослужебных книг, открыл наугад – оказалось, на словах пророка Даниила. Так ребенка и назвали. А в 12 лет он был принят в обитель послушником.
Однажды игумен, отправившись по делам в Антиохию, взял его с собой. По дороге они проходили мимо места, где на высоком столпе подвизался преподобный Симеон Столпник, и Даниил, увидев его, возгорелся желанием последовать его примеру.
Эпоха столпников началась как раз в V веке. По одной из версий, столпничество представляло новый вид добровольного мученичества, и возникло-то оно как раз тогда, когда прекратился подвиг мученичества: заключение "на столпы" или "в столпы" некогда служило наказанием, и столпники как бы добровольно наказывали себя как грешников.
Столп, на котором подвизались аскеты, представлял собой колонну или башенку. Наверху была площадка, огороженная стенкой, где и стояли столпники. Обычно площадка не была покрыта навесом, и столпники переносили и палящий зной дня, и ночной холод, и ветер, и дождь. От площадки вниз шла лестница. Под площадкой иногда устраивалось ложе.
Преподобный Симеон, столь поразивший юного Даниила, когда-то сам был иноком в общежительном монастыре и, чтобы приучить себя к ночным молитвенным бдениям, становился на круглое дерево, на котором нужно было все время стараться держать равновесие — какой уж тут сон. А потом взошел на столп, который постепенно делал все выше.
Подвиг столпников обычно ассоциируется с отшельничеством, но было бы неверно противопоставлять столпников общежительному монашеству. Они не только начинали свой подвижнический путь в монастырях, но и сами становились основателями новых обителей. Уже вокруг столпа преподобного Симеона Столпника, считающегося основателем столпничества, возник монастырь (желавшие подвизаться под его руководством селились вокруг его столпа, остатки которого и сегодня можно увидеть в монастыре Калат-Семан к северу от сирийского города Алеппо). К тому же он обратил в христианство несколько арабских племен, а за советом к нему обращались даже императоры.
Столпники несли также старческое служение, вразумляя приходивших к ним советами и наставлениями, и не оставались в стороне от догматических споров, волновавших православный мир: преподобный Симеон поддерживал Халкидонский собор и убедил императрицу Евдокию, вдову Феодосия II Младшего вернуться в лоно православной церкви. А преподобный Даниил сходил со столпа, чтобы отправиться в Константинополь и обличить неправоту императора Василиска (столп, на котром он подвизался более 30 лет, находился неподалеку от столицы Византии).
Согласно житию, Даниил был удостоен от Бога дара чудотворения и исцеления. Место его отшельничества стало притягивать паломников и страждущих, обращавшихся к нему за помощью вплоть до его кончины 11 декабря (24 декабря по новому стилю) 490 года.
Рождественский сочельник у католиков и протестантов
В канун Рождества Христова католики постятся до первой вечерней звезды (строгий пост в Рождественский Сочельник не является обязательным, но принят в качестве благочестивой традиции во многих католических странах), после чего во всех католических и протестантских храмах по всему миру совершаются торжественные рождественские богослужения, присутствие на которых для верующих обязательно. На эту службу часто приходят даже те, кто в течение года редко заходит в храм.
В храме фиолетовые облачения Адвента меняются на белые. Клирос украшается рождественской елкой. Во время мессы вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. А под конец пастор выносит импровизированные ясли с куклой, изображающей младенца Иисуса.
А после торжественной мессы дома устраивается праздничный ужин, на котором преломляются и раздаются всем облатки (рождественские хлебцы) с пожеланием друг другу счастья и Божия благословения.
Часто за рождественским столом оставляют незанятое место, чтобы даже случайный гость мог быть принят как брат.
Часто за рождественским столом оставляют незанятое место, чтобы даже случайный гость мог быть принят как брат.