Генеральное консульство Узбекистана, в ведение которого поступил весь Уральский федеральный округ, открылось в Екатеринбурге 13 ноября. Генконсулом был назначен Абдусалом Хатамов, до этого работавший начальником отдела консульско-правового департамента МИД республики.
В своем первом интервью на новом посту Хатамов рассказал корреспонденту РИА Новости Ольге Ерачиной, как создавалась новая структура, когда она заработает в новую силу и какие проекты Узбекистан планирует реализовать с уральскими бизнесменами. Дипломат также поделился впечатлениями от русских морозов и культурной жизни в уральской столице.
— Вы приехали в Екатеринбург в августе. Какие у вас впечатления от города?
— Меня сразу удивило, какой Екатеринбург зеленый город. Когда 9 августа я впервые прилетел сюда и ехал из аэропорта Кольцово, то по обеим сторонам от дороги было столько зелени, леса, что я был приятно поражен. Еще деревья такие высокие! Глаза радуются! Ташкент – тоже зеленый город, но такого, как здесь, у нас нет.
— Бывали ли вы раньше в Екатеринбурге?
— В Екатеринбурге я раньше не был. Но в России был – давно, правда, в середине 80-х годов. В юности я занимался боксом и ездил на соревнования, в том числе был на всесоюзных соревнованиях в России – в Ельце, во Владимире, в Муроме, в Стерлитамаке. Уже тогда меня удивил русский мороз. Мы повязывали на лица шарфы, которые потом покрывались инеем. На обочинах дорог и тротуаров лежали огромные груды расчищенного снега и ледяной корки. Я никогда не видел столько снега!
— Вы уже привыкли к нашему климату?
— Край у вас, конечно, холодный, но аура теплая. Люди вежливые, улыбчивые – и сотрудники учреждений, и просто прохожие на улицах. Это не дает замерзнуть.
— Как проводите свободное время в Екатеринбурге? В каких местах уже успели побывать, что вам больше всего понравилось?
— В Екатеринбурге я пока всего три месяца. Пока успел побывать в Ельцин-центре. Хочу отметить, что это шикарный и современный музей со множеством новаторских решений – таких как, например, аудио- и видеоформаты. Ознакомился с экспонатами музея, это было восхитительно, я не могу описать свои эмоции словами. Созданные в музее условия дали мне возможность окунутся в те времена, в бурно кипящие 90-е годы. В то время я был студентом и внимательно следил за политической жизнью некогда нашей общей большой страны. В музее я побывал в рабочем кабинете первого президента России, уважаемого Бориса Николаевича. Мне представилась большая честь быть первым генеральным консулом Узбекистана в Екатеринбурге, где начинал свою политическую карьеру первый президент России Борис Ельцин, который был родом из Свердловской области.
Второе место, которое меня впечатлило, это Храм на Крови. Его посещение стало для меня толчком к прочтению нескольких книг, посвященных гибели семьи Романовых.
Храм на Крови в Екатеринбурге
Вообще, в Екатеринбурге много интересных исторических мест, которые мне бы хотелось посетить в будущем. В тех странах и городах, где мне доводится жить и работать, я стараюсь максимально знакомиться с местной культурой и историей. Думаю, так делают все дипломаты, и я не исключение.
В городе Верхняя Пышма, недалеко от Екатеринбурга, есть замечательный музей военной техники. Я уже наслышан о нем от знакомых и мечтаю посетить. Я интересуюсь всем, что связано с военной техникой. Также в моих планах – Свердловский краеведческий музей.
Мне понравилось гулять в Центральном парке культуры и отдыха. Я там был вскоре после приезда. Когда я гулял по нему со знакомыми, пошел сильный дождь, и я, пока добежал до автомобиля, весь промок. В Саудовской Аравии, где я работал, есть даже специальные молитвы, которые предназначены для того, чтобы призывать дождь. Дождь там бывает редко. В пустынях дожди могут не идти по несколько лет. А вам и молиться не нужно. Бог вас так щедро одарил!
— Как получилось, что вас назначили работать в Екатеринбург?
— До этого я работал начальником отдела консульско-правового департамента МИД Узбекистана. Руководство департамента выдвинуло мою кандидатуру на должность руководителя вновь открывающегося генконсульства. Так я оказался в Екатеринбурге. И мне, несмотря на климат, очень комфортно здесь. Для меня здесь нет языкового барьера. В других местах, где мне довелось работать, в Египте, Саудовской Аравии, языковой барьер был, несмотря на то, что я окончил Ташкентский государственный институт востоковедения с красным дипломом. Например, в Египте многие местные жители разговаривают на своем, египетском, диалекте арабского языка, поэтому их сложно понять. А вот русский язык для меня как родной, поэтому здесь я чувствую себя, как дома. Но при этом не забываю, что я гость!
— Ранее на территории РФ действовали только два внешнеполитических представительства Узбекистана — посольство республики в Москве и генконсульство в Новосибирске. Но в этом и следующем году МИД Узбекистана открывает пять генконсульств в России — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Казани и Ростове-на-Дону. Чем объясняется такой большой интерес Узбекистана к России?
Здание генерального консульства Республики Узбекистан в Екатеринбурге
— Узбекистан открывает генконсульства во всех крупных регионах России, где большая узбекская диаспора. Цель – оказание им консульско-правовой помощи и защита их интересов. Также на генконсульства возложено укрепление и развитие торгово-экономических отношений между нашими странами.
Российская Федерация является важным и надежным партнером Республики Узбекистан, отношения с которой носят стратегический и союзнический характер и поступательно развиваются. Свидетельством этому является состоявшийся 18-19 октября государственный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Республику Узбекистан, который стал действительно историческим и заложил прочную основу для дальнейшего расширения и углубления двустороннего сотрудничества между нашими странами во всех направлениях взаимодействия. Необходимо также отметить, что в рамках визита подписан солидный пакет корпоративных соглашений в торгово-экономической сфере на общую сумму 27 миллиардов долларов.
— Консульский округ открывшегося в Екатеринбурге генконсульства включает все шесть регионов Уральского федерального округа — Свердловскую, Тюменскую, Курганскую, Челябинскую области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Есть ли данные, сколько граждан Узбекистана проживают на территории консульского округа? Какой это процент от общего населения УрФО? Чем они занимаются, в каких сферах задействованы?
— На Урале большая узбекская диаспора. В год сюда прибывает около 75-100 тысяч граждан Узбекистана. Многие из них – трудовые мигранты, а часть людей приезжает учиться в Россию. Тех граждан Узбекистана, которые едут сюда работать, можно разделить на две категории: сезонные работники – в основном они трудятся на строительных площадках, и люди, которые уже здесь освоились, – они зачастую работают в ресторанном бизнесе, некоторые из них специалисты в крупных компаниях, другие – предприниматели в области продажи автомобилей.
Я еще не со всеми представителями узбекской диаспоры успел наладить контакт. Пока собираю информацию. Но думаю, что среди наших граждан есть также врачи, педагоги, другие специалисты.
Что касается студентов, то много граждан Узбекистана обучается в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ). Так, по моей информации, на сегодняшний день в УрГЭУ обучаются 49 студентов из Узбекистана. Уральский экономический университет активно сотрудничает с Ташкентским государственным экономическим университетом. Так, эти два вуза в августе 2018 года подписали соглашение, согласно которому студенты могут обучаться в Ташкентском университете и параллельно дистанционно учиться в УрГЭУ. В итоге студенты получат дипломы двух вузов. Сейчас по этой программе в УрГЭУ поступили 139 абитуриентов из Узбекистана.
— Насколько я знаю, иногда граждане Узбекистана выдворяются из Свердловской области за нарушение российских законов. Много ли таких случаев бывает?
— Пока мне сложно предоставить статистику. Генконсульство работает только с 13 ноября. За половину ноября мне поступило около 15 сертификатов на выдворение граждан Узбекистана. Конечно, если граждане Узбекистана приезжают жить и работать в Россию, они должны соблюдать законы страны пребывания. Я планирую наладить сотрудничество с МВД, чтобы совместно решать эти вопросы.
— Вам пришлось с нуля создавать генконсульство в Екатеринбурге. Насколько сложная это была задача?
— Она не была сложной. Для меня огромная честь и большая ответственность открывать новое генконсульство в Екатеринбурге, где его раньше не было. Когда выполняешь такую важную миссию, то не обращаешь внимания на трудности.
— Представитель МИД в Екатеринбурге Александр Харлов упоминал, что в создании генконсульства Узбекистана в Екатеринбурге оказывали содействие генконсулы, которые уже давно работают в Екатеринбурге. В чем заключалась их помощь и насколько она была для вас важной?
— Действительно, здесь я нашел надежных партнеров и друзей. В первую очередь это сам Александр Харлов, а также министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Василий Козлов и его заместитель Иван Детченя, которые оказали мне большую помощь. Благодаря их содействию в аккредитации, я уже 30 августа, в кратчайшие сроки, получил экзекватуру (документ, удостоверяющий признание консула государством пребывания. – ред.).
Кроме того, содействие мне оказали коллеги-генконсулы, которые уже имеют опыт работы в Екатеринбурге. Это генконсул Республики Таджикистан Сафар Сафаров, генконсул Азербайджанской Республики Ильгар Искендеров, который работает в Екатеринбурге уже восемь лет, а также генконсул Кыргызской Республики в Екатеринбурге Бообек Салимжанов. Они очень доброжелательны и максимально делятся своим опытом – в первую очередь по самым обычным житейским вопросам, которые тем не менее очень важны.
— Хотя генконсульство еще не начало выполнять все свои функции, я знаю, что люди уже активно обращаются к вам. Какие вопросы в основном интересуют людей?
— В основном это вопросы, связанные с утерей документов. В месяц таких запросов поступает около 20. Я документирую их временным проездным документом для возвращения на родину, оказываю консульско-правовую помощь. Я оставил на сайте в интернете свой мобильный телефон, чтобы все желающие могли со мной связаться.
— Когда генконсульство заработает в полную силу и начнет прием населения?
— Думаю, это произойдет в конце текущего года – январе следующего года. Пока что мы работаем в режиме консультирования и параллельно решаем технические вопросы, связанные с подготовкой помещения для полноценной работы.
— Сколько сотрудников будут работать в генконсульстве?
— В скором времени в Екатеринбург должны прибыть еще два консула из Узбекистана и один представитель агентства по вопросам внешней трудовой миграции Узбекистана. Помимо этого, планируется принять на работу двух так называемых технических сотрудников, которые будут вести прием граждан.
— Каковы ваши ближайшие задачи на новом посту?
— Как я уже сказал, это помощь гражданам Узбекистана, которые проживают на территории консульского округа. Кроме того, в мои задачи входят презентация туристического потенциала Узбекистана в России, а также развитие торгово-экономических отношений между Уралом и Узбекистаном, привлечение российских инвестиций в Узбекистан.
— Узбекистан сейчас активно стремится привлечь российских туристов. А интересен ли Урал и вообще Россия туристам из Узбекистана?
— К сожалению, в Узбекистане мало знают о туристических возможностях Урала. В основном сюда едут на заработки, хотя у Урала большой туристический потенциал. Если граждане Узбекистана едут в Россию с целью туризма, то чаще всего в Москву, Санкт-Петербург, на Кавказ.
— Мы уже поговорили про туризм. Какие еще направления наиболее перспективны, по вашему мнению, для взаимодействия между Свердловской областью и Узбекистаном?
— Таких направлений немало. Это, например, сотрудничество в сфере медицины. Так, достигнута договоренность с Уральским биомедицинским кластером о создании завода по производству инсулина и других лекарственных средств в Наманганской области Узбекистана. Меморандум об этом Уральский биомедицинский кластер подписал с узбекской компанией "Косонсой-фарм". Уральский биомедицинский кластер готов инвестировать в производство около 10 миллионов долларов. Завод будет возводиться в свободной экономической зоне, где для производителей установлены налоговые льготы и преференции.
Планируется, что в январе 2019 года начнется разработка проекта, в феврале будет определено местоположение завода. Помимо этого, достигнута договоренность между уральской группой компаний "ТЭН" и хокимиятом Наманганской области о том, что компания построит в Туракурганском районе Наманганской области современный логистический центр, предназначенный для сортировки и упаковки плодовоовощной продукции, которая поступает в Россию из Узбекистана. Инвестиции в возведение центра составят 7 миллионов долларов. Разработка проекта запланирована на январь 2019 года.
— Недавно вы встречались с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Какие вопросы обсуждали?
— Да, одной из первых моих задач на новом посту был визит вежливости к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. Незадолго до этого уважаемый губернатор побывал в Узбекистане, и он рассказал, что ему очень понравился Ташкент – чистый, зеленый город. Евгений Владимирович поделился со мной тем, как он гулял по базару в Ташкенте, словно обычный путешественник. Восточный базар – это совершенно особая атмосфера. Мне было приятно, что губернатору понравился Узбекистан.
Также в ходе встречи мы обсудили перспективные направления взаимодействия между регионом и республикой. Помимо этого, я побывал на встрече в Уральской торгово-промышленной палате, встретился с ее президентом, господином Андреем Бесединым, предпринимателями Свердловской области, которые тесно сотрудничают с Узбекистаном.
— Планируются ли встречи с губернаторами других регионов УрФО?
— Четырнадцатого декабря я приглашен на новогодний прием в Челябинскую область. Планирую в ходе визита в этот регион встретиться с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским. В дальнейшем планирую посетить Тюменскую и Курганскую области, Ханты-Мансийский автономный округ. А летом поеду на Ямал.
— Зимой не рискуете?
— Боюсь, что это слишком экстремально для меня, ведь я всю жизнь прожил в южных странах.
— В середине ноября в Екатеринбурге прошла серий промомероприятий под названием "Путешествуй по Узбекистану!", в город приезжала бизнес-миссия Узбекистана. Каковы итоги промомероприятий и работы бизнес-миссии в Екатеринбурге? Какие соглашения были подписаны?
— По итогам этих мероприятий были подписаны два соглашения в сфере туризма. Достигнута договоренность об организации промотура в Узбекистан. Представители туристической отрасли Свердловской области побывают в Узбекистане и смогут лично оценить все преимущества путешествия в нашу солнечную страну.
— Вы рассказывали, что работали в Египте и Саудовской Аравии. Какие должности там занимали? Чем запомнилась вам работа в этих странах?
— В Египте я занимал пост атташе в посольстве Узбекистана в Египте. В мое ведение входили вопросы двустороннего сотрудничества, вопросы культуры. Работал там в период 2003-2006 годов. Каир – шумный, многолюдный город.
В Саудовской Аравии я работал первым секретарем посольства Узбекистана по политическим вопросам. В мои обязанности также входили вопросы привлечения инвестиций. Работал я в Саудовской Аравии в 2010-2011 годах и затем второй раз – в 2013-2015 годах. Саудовская Аравия – богатая страна, там много иностранцев, много познавательных, исторических мест.
— И где вам больше понравилось жить и работать?
— В Ташкенте.
— Ваша семья переехала вместе с вами? В каких школах учатся дети? Какие у них впечатления от российских школ и системы образования в целом?
— Со мной в Екатеринбург приехали супруга и мой младший ребенок – 10-летняя дочь. Она учится в гимназии №5. Очень довольна. Она в сентябре пошла в 4 класс. В Ташкенте она училась в русской школе, поэтому у нее здесь нет никаких сложностей. Система образования там и здесь очень похожи. Вы понимаете, работа дипломатов такова, что им приходится часто менять место жительства, переезжать из страны в страну. И их детям тоже часто приходится менять школьные коллективы. Но я бы не сказал, что на моей дочке это негативно отразилось. Скорее, наоборот, это развило в ней коммуникативные навыки.
Супруга у меня занимается ребенком и домашними делами. Она не работает — и так загружена. На плечи женщин ложатся немалые заботы, связанные с воспитанием детей и ведением хозяйства. Поэтому это нормально, когда в семье работает только мужчина.
У меня есть еще двое взрослых детей. Дочь учится в Вестминстерском университете в Ташкенте по специальности "управление бизнесом", а сын учится на втором курсе корейского университета Инха по специальности "информационные технологии".