Врачи без границ: мы сами создаем гарантии своей безопасности в Афганистане

Читать на сайте Ria.ru
Гуманитарная ситуация в Афганистане, несущего бремя многолетней войны с терроризмом, продолжает ухудшаться. В то время как афганские и иностранные войска работают над решением силового аспекта проблемы, гуманитарные структуры вносят существенный вклад в стабилизацию обстановки и защиту местного населения. В интервью РИА Новости глава миссии "Врачей без границ" (MSF) в Афганистане Джоен Бесселинк рассказал, как сегодня в стране развивается ситуация в сфере здравоохранения, какие проекты планирует реализовать организация в скором будущем и кто обеспечивает безопасность сотрудников миссии.
— Как на сегодняшний день развивается гуманитарная обстановка в Афганистане? Каковы последние тенденции в этой сфере?
— Наша организация имеет различные проекты в шести провинциях Афганистана. Опыт нашей работы в этих районах показывает, что за последние 10 лет ситуация в сфере здравоохранения ухудшилась, а доступ граждан к качественному медобслуживанию становится все более ограниченным.
Люди приходят в наши медицинские центры, иногда преодолевая многочасовой путь, поскольку там, где они проживают, невозможно получить помощь. Мы проводили опрос: 50-55% наших пациентов заявили, что в их родных краях нет больниц. С одной стороны, из-за непрекращающегося конфликта в стране людям приходится покидать свои дома, а в больницах не хватает персонала и лекарств. С другой – финансовая поддержка здравоохранения все больше сокращается. Эти два фактора создают большие трудности и приводят к тому, что потребность в качественном медицинском обслуживании на сегодняшний день очень высока.
На востоке Афганистана, где у нас есть проект по охране здоровья матери и ребенка, мы принимаем около 40% от общего числа родов — просто потому, что можем предложить бесплатное и качественное медобслуживание. Стоит также отметить, что в стране постепенно вновь вводится плата за оказание первичной медицинской помощи. Речь не идет о каких-то больших суммах, однако, с учетом того, сколько здесь зарабатывают граждане и сколько из них проживают за чертой бедности, мы опасаемся, что положение дел в этой сфере ухудшится еще сильнее.
Глава фонда мусульман: афганцы плачут, когда получают наши лекарства
— Какой процент населения Афганистана не имеет доступа к базовой медицинской помощи?
— Такую статистику очень тяжело вести, поскольку наша организация присутствует не во всех провинциях. Когда люди обращаются к нам, мы можем их посчитать и спросить, почему они приходят именно в наши центры, а не в те, что находятся в их населенных пунктах. Однако оценить картину в масштабах всей страны сложно.
Мы видим, что очень многие афганцы остро нуждаются в медицинской помощи. Мы также видим, что эти люди приезжают в больницы очень поздно, поскольку их путь занимает много часов, иногда им приходится пересекать линию фронта. Но как обстоит ситуация в стране в целом, я не могу сказать.
— В каких провинциях Афганистана сегодня сохраняется наиболее тяжелая обстановка?
— Наши проекты находятся как раз в тех районах, жители которых в наибольшей степени нуждаются в помощи. Но, если говорить в целом, потребность в оказании медицинских услуг высока по всей стране.
— Что представляет наибольшую сложность в вашей работе в Афганистане?
— Будучи медицинской организацией, мы часто сталкиваемся с ограниченностью наших ресурсов. К примеру, на востоке страны у нас есть больница, которая может принимать в среднем 2000 человек в месяц. Реальное число тех, кто нуждается в нашей помощи, при этом составляет 2400-2500 человек. Все больше и больше людей обращаются именно к нам, поскольку качество обслуживания в других больницах падает. Однако нужды этих людей гораздо выше того, что мы можем им предложить. Это большая проблема.
— Прежде чем разворачивать деятельность в том или ином районе Афганистана, вам необходимо получать одобрение от всех сторон конфликта?
— Если говорить в целом, "Врачи без границ" поддерживают диалог со всеми. Если вы хотите присутствовать в каждом регионе, вам придется вести переговоры со всеми участникам конфликта. Они должны понимать, кто вы, зачем здесь находитесь и каковы принципы вашей работы. Мы – независимая организация, не связанная с каким-либо правительством. В целом, нас очень хорошо принимают в тех районах, где мы работаем. Почти 40 лет опыта работы в Афганистане служат нам хорошим подспорьем.
— Вооруженные группировки понимают ваши задачи?
— Мы получаем финансирование от частных доноров, а не от правительства Афганистана или какого-либо другого. Нейтральность и прозрачность – две ключевые черты, которые помогают нам в нашей работе здесь.
— Кто обеспечивает вашу безопасность в стране?
— В принципе, все. Нам приходится взаимодействовать со всеми: от лидеров местных общин до губернаторов, служащих министерства здравоохранения и представителей вооруженных группировок. Оказывая медицинскую помощь нуждающимся, мы сами создаем гарантии своей безопасности. Нам важно, чтобы нас принимали все, с кем мы контактируем.
Госпиталь "Врачей без границ" (MSF) в Кундузе, Афганистан
— Вы координируете свои усилия с правительством Афганистана?
— Они не оказывают нам поддержку, но да, мы координируемся. Это необходимо для того, чтобы не делать двойную работу. Координация с властями ведется на различных уровнях: они знают, что мы делаем и где находимся. Тем не менее, мы остаемся независимыми в нашей работе.
В некоторых больницах мы работаем вместе – там есть врачи как от MSF, так и от государства. При этом финансирование и лекарства у нас – раздельные. Всем этим мы обеспечиваем себя сами.
— В 2015 году в результате серии точечных ударов авиации США ваш травматологический центр в Кундузе был разрушен, погибли десятки людей. Сейчас идет строительство нового госпиталя. На каком этапе находится реализация данного проекта?
— Министерство здравоохранения Афганистана выделило для нас хороший участок земли, сейчас там работают наши команды. Это потребует много времени. Строительство уже ведется, процесс запущен. У нас уже есть дизайн и генеральный план. Параллельно с этим в Кандагаре мы строим больницы для больных туберкулезом. Таким образом, мы реализуем сразу два крупных проекта. Помимо них, есть еще и другие.
— Сколько времени ушло на согласование проекта нового госпиталя с властями?
— Сложно сказать, поскольку переговоры велись на разных уровнях. Переговоры по поводу земли, к примеру, заняли у нас несколько месяцев. Кроме того, нам нужно было перевезти туда наших сотрудников. Мы очень рады, что нам удалось запустить процесс, и надеемся, что уже во второй половине 2019 года сможем принять первого пациента.
Мы знаем, что на севере Афганистана многим людям требуется реабилитация после травм. Наш госпиталь будет способствовать решению этой задачи не только в Кундузе, но и в других провинциях. Наша цель – поскорее закончить данный проект, поэтому мы ведем переговоры на различных уровнях.
Главное, что беспокоит нас сегодня – это проблема снижения качества и доступа населения к медицинскому обслуживанию на всей территории Афганистана. Внушает тревогу и то, что организации, предоставляющие такие услуги, соревнуются за то, кто будет делать это за меньшие деньги. Мы опасаемся, что на фоне этого качество медицинских услуг будет еще больше снижаться.
В Кундузе открыли новую больницу вместо разрушенной авиаударом в 2015 году
Обсудить
Рекомендуем