"Недавно услышал, что появился новый чин - отпевание умерших некрещеных младенцев. А почему за 2000 лет его не могли придумать, и сделали это только сейчас? Есть ли он в других церквах? Этот чин больше нужен этим младенцам, или это, скорее, такое духовное утешение их родителям?" Роман, студент, Москва
Отвечает известный церковный публицист, иеромонах Макарий (Маркиш):
Как и во всяком серьезном деле, надо начать с точного понимания слов, которые мы употребляем. Что стоит за словом "отпевание"? (Стоит заметить, что некоторые из "усердствующих" подразумевают в нем букву "и" вместо "е"...)
В строгом смысле, слово "отпевание" Церкви незнакомо. Существует погребальное богослужение (что и называют в просторечии отпеванием) и существуют различные службы (заупокойные литии, панихиды, парастасы), специально посвященные памяти ушедших в мир иной. Помимо того, на каждой Божественной литургии совершается особое поминовение умерших. Однако, как по смыслу, так и (отчасти) по канону Церкви, при этом поминаются лишь православные христиане.
Молится ли Церковь за нехристиан? Да, безусловно и без сомнения: это ясно каждому, кто читал Священное Писание Нового Завета и участвовал в православном богослужении. Когда апостол требует молиться "за всех людей, за царей и за всех начальствующих" - разве о православных верующих он говорит? (в I веке по Р.Х.!) Когда дьякон или священник призывает к молитве "о богохранимой стране нашей Российской, народе, властях и воинстве ея" - разве добавляет он "но только о православных"? Не давайте себя обмануть фанатикам и сектантам, которые пытаются затуманить этот важнейший факт.
То же, в известной мере, относится и к молитве за умерших. Во время Великой Отечественной войны патриарх Сергий указал священникам, совершающим панихиды по павшим в бою, исключить разбирательства, кто был крещён, а кто нет...
Теперь вернемся к "Последованию об усопших младенцах, не приемших благодати святаго Крещения", утвержденному Священным Синодом летом уходящего года. Жаль, что те, кого оно интересует, не познакомились с ним на сайте патриархии. Откройте его - и увидите, что к отпеванию (погребению) оно отношения не имеет. Скорее оно напоминает заупокойную литию с прошениями как об умершем младенце, так и о его родных и особенно о матери... О том же просит и краткая завершающая молитва.
Не надо пояснять, что в этом чине ничего не "придумано", и никаких "новых идей" или "богословских концепций" он не содержит. В кратких и ясных церковнославянских фразах он излагает и обобщает все те мысли и молитвенные переживания, которые присущи по данному печальному поводу любому православному верующему.
Почему он оформлен именно сейчас? - Тому есть немало причин: как собственно церковных (выход Церкви за конфессиональные границы навстречу всему обществу, обретённая Церковью свобода решать свои дела без контроля властей), так и социальных, прежде всего - эпидемия детоубийства: возносится молитва о детях, погибших в результате аборта, и об их раскаявшихся родителях.
Приходилось слышать, что-де Русская церковь первая ввела у себя такой чин... Такие высказывания проходят по разряду "Россия - родина слонов" и нимало не способствуют нашему патриотизму. Элладская церковь имеет аналогичное последование вот уже почти 20 лет, а вслед за нею - Американская и Кипрская церкви, о чем и сказано в сообщении Синодальной богослужебной комиссии.
И последний вопрос - самый глубокий и интересный: кому нужен такой молитвенный чин - умершим детям или их родителям?... Надо остановиться и задуматься о разнице между молитвой с одной стороны и платежом за телефон или покупкой на базаре с другой. Отделять здесь детей от родителей невозможно. Любая молитва (если это молитва!) есть движение человека к Богу и Бога к человеку - а следовательно, и встречное движение людей друг ко другу. В том числе - и родителей к детям, и детей к родителям. Здесь проходит важнейшая и принципиальная грань между религией и магией; но, как сказано в известной книжке, "это уже совсем другая история"...