Рашид Алимов: террористы должны понять, что им нет укрытия в странах ШОС

Читать на сайте Ria.ru

Страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на фоне усиливающихся противоречий на международной арене все активнее укрепляют взаимодействие друг с другом. В преддверии очередного заседания Совета глав правительств ШОС, которое состоится в середине октября в Душанбе, генеральный секретарь организации Рашид Алимов побеседовал с корреспондентом РИА Новости в Пекине Анной Раткогло. Он рассказал о планах и результатах совместной борьбы с терроризмом, о планах по расширению ШОС, а также пояснил, почему многие считают ее антизападным альянсом.

—  Как бы вы могли оценить перспективы развития международных отношений? Увидим ли мы в будущем два четко обозначенных лагеря — Запад и Восток?

— Признаюсь, что никогда не был сторонником блокового мышления, считаю, что в эпоху развития динамичных процессов старые идеологизированные понятия о противопоставлении двух блоков будут постепенно стираться и уходить в историю, уступая место концептуально новым, передовым подходам к выстраиванию межгосударственного взаимодействия. Проявлением этих процессов сегодня уже в полной мере стали ШОС и БРИКС, в которых отсутствует военно-политическая составляющая и превалирует многоплановое сотрудничество в области политики, безопасности, экономики и культуры.

— Что, по вашему мнению, на сегодняшний день является основными вызовами и угрозами на международной арене?

Генсек ШОС назвал ключевой приоритет работы организации

— На скрижалях нашей организации, я имею в виду Хартию ШОС, написано, что мы объявили войну трем силам зла — терроризму, сепаратизму и экстремизму, которые являются главными угрозами настоящего времени. Кстати, хотел бы напомнить, что ШОС была создана за три месяца до известных событий 11 сентября 2001 года. А это говорит о том, что руководители государств-членов пророчески предвидели опасность проявления международного терроризма.

К этому следует добавить согласованные действия на антинаркотическом фронте и всемерное противодействие международной преступности и незаконному обороту оружия. Немало уделяем внимания борьбе с киберпреступностью и мониторингу незаконных финансовых потоков, служащих подпиткой международному терроризму. Причем все наши действия стремимся соизмерять с деятельностью международных институтов, прежде всего с системой ООН.

— В последнее время руководство многих стран говорит о необходимости реформирования международных организаций, в первую очередь ООН и ВТО. На ваш взгляд, нуждаются ли они в изменении и нужны ли они международному сообществу в будущем, учитывая постоянные заявления о снижении их эффективности? Что необходимо реформировать в первую очередь? Может ли им быть какая-то альтернатива?

— Дискуссии о необходимости пересмотра роли этих международных организаций ведутся уже не первый год. Даже был создан новый формат в составе государств, претендующих на постоянное членство в СБ ООН в составе Индии, Бразилии, Германии и Японии — G4.

Более того, с усилением факторов нестабильности и неопределенности в мировой политике и экономике, обострением конфликтов в ряде регионов, а также резким ростом угроз терроризма и организованной преступности, действиям и эффективности ООН и ВТО даются самые разные оценки.

В ШОС заявили о необходимости усилить борьбу с терроризмом
В контексте ШОС хотел бы отметить, что государства-члены подтверждают свою твердую поддержку усилиям ООН как универсальной международной организации в поддержании мира и безопасности на нашей планете, стимулировании глобального развития, продвижении и защите прав человека. Эта консолидированная позиция государств-членов ШОС была отражена в Совместной декларации, принятой по итогам саммита ШОС в Циндао.

В отношении ВТО государства-члены исходят из того, что она является ключевой площадкой для обсуждения повестки дня международной торговли и принятия правил многосторонней торговой системы.

— На саммите в Циндао все стороны заявили о его успехе и горячо приветствовали вступление в организацию в качестве полноправных членов Индии и Пакистана. Какие новые возможности и перспективы появились у организации с приобретением двух новых членов?

— За последние два года в организации действительно произошли события исторического значения. ШОС последовательно реализует принцип открытости, подтверждением тому стало принятие в 2017 году Индии и Пакистана. По всем параметрам организация стала самым крупным трансрегиональным объединением в мире.

— Учитывая непростые двусторонние отношения Индии и Пакистана, как бы вы оценили их взаимодействие в рамках ШОС?

— До вступления в ШОС обе страны прошли длительный и серьезный этап, работая с организацией в качестве государств-наблюдателей. Запуск процедуры вступления в ШОС подразумевал пошаговое присоединение этих стран ко всему комплексу действующих в ШОС документов, в которых в том числе прописаны основополагающие принципы долгосрочного добрососедства, дружбы и сотрудничества. Таким образом, Индия и Пакистан взяли на себя обязательство вести совместную работу в рамках объединения, а значит, находить и вырабатывать совместные договоренности и решения.

Сегодня Индия и Пакистан сидят за одним переговорным столом вместе с шестью государствами-учредителями, решая задачи общерегионального значения — обеспечения региональной безопасности, совместного противодействия вызовам и угрозам, устойчивого социально-экономического развития.
Солидный пакет документов и решений, принятый на историческом саммите в Циндао, является также результатом совместной и эффективной работы ШОС в новом формате.

— Стоит ли ожидать дальнейшего расширения ШОС? Нужны ли ей новые постоянные члены? Какие страны в перспективе могут присоединиться к организации в качестве постоянных и непостоянных членов?

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

— Сегодня на рассмотрении государств-членов есть немало заявок от государств, которые стремятся подключиться к сотрудничеству в рамках ШОС в различных статусах, начиная от партнера по диалогу до получения постоянного членства. Вместе с тем расширение ШОС не является самоцелью, главная задача в этом деле — гармоничное поступательное развитие объединения, обеспечение набранной динамики и повышение качества сотрудничества. Государства-члены ШОС постоянно ведут диалог с государствами, претендующими на повышение статуса в организации, все заявки, если можно так сказать, находятся на рабочем столе, и, конечно, по всем будут выработаны соответствующие консенсусные решения государств-членов. В этом отражается открытость ШОС, в этом мы видим и возможные перспективы для наших друзей, разделяющих принципы "шанхайского духа".

— На прошедшем в июне саммите присутствовали лидеры РФ, КНР и Ирана. США считают все три страны угрозой нацбезопасности. При этом в действительности мы видим, что эти три государства стремятся к глобализации и мирному сотрудничеству во всех сферах, выступают за мирное урегулирование проблем. С чем, как вам кажется, связана такая истерия и агрессия?

— Следует отметить, что негативные и искаженные оценки в адрес ШОС и участвующих в ней государств имеют место с самого начала создания организации. Ряд западных экспертов расценивают ШОС как антизападный альянс и любые ее решения рассматривают в антизападном ключе.

Замечу, что в Хартии ШОС написано, что деятельность организации не направлена против третьих стран. В лучшем случае подобные "эксперты" об этом не знают, в худшем — заранее позиционируют себя открытыми недоброжелателями. Мы это видим, чаще всего не реагируем на подобные глупости, но наш-то караван идет вперед, ориентируясь на собственную стратегию развития, принятую на саммите в Уфе в 2015 году.
Как я уже говорил, ШОС демонстрирует новую модель взаимоотношений и выступает за глобализацию, взаимовыгодное сотрудничество и мирное политико-дипломатические урегулирование проблем. В этом наша привлекательность, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее.

— Ранее сообщалось, что заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС пройдет в октябре этого года в Душанбе, известны ли уже точные даты? Какие вопросы будут на повестке дня у глав правительств? Ожидается ли подписание совместных документов?

— Семнадцатое заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС состоится 11-12 октября 2018 года в Душанбе. В настоящее время подготовка к нему вышла на финишную прямую, завершается активная работа по планируемым к принятию документам, в числе которых касающиеся финансовых аспектов, развития экономического взаимодействия и культурно-гуманитарных связей. В первостепенном плане главы правительств обсудят состояние и ход реализации задач, поставленных главами государств-членов ШОС.

— Как вы оцениваете экономическое сотрудничество стран ШОС? Что необходимо предпринять для его активизации?

— Основной вектор усилий на этом направлении — создание благоприятных условий для развития государственно-частного партнерства на пространстве ШОС. Сегодня наблюдается значительный рост объемов двусторонней торговли и инвестиционного сотрудничества. Начинают работать механизмы эффективного взаимодействия в коммуникационной и инфраструктурной сферах. Усиливается координация транспортных потоков.

В ходе саммита ШОС в Циндао лидеры государств-членов обозначили конкретные задачи по активизации процессов, имеющих интеграционное значение, а именно свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и технологий. Особое внимание обращено на вопросы поддержки микро, среднего и малого предпринимательства и стимулирования электронной торговли, на взаимодействие в транспортной сфере, сельском хозяйстве, что, несомненно, привнесет новые импульсы в динамику развития экономик, повышению занятости и роста благосостояния населения государств-членов.

Ключевая роль в практической работе на экономическом и инвестиционном направлениях отводится неправительственным структурам — Деловому совету ШОС и Межбанковскому объединению ШОС. А оттуда сегодня мы получаем достаточно оптимистические сигналы.

— Как продвигается работа по вопросу упрощения таможенных процедур между странами ШОС?

— С 2007 года нами наработана солидная правовая база. Работает на регулярной основе Специальная рабочая группа по таможенному сотрудничеству. Суть наших действий — максимально упростить соответствующие процедуры для ускорения транзита товаров на пространстве ШОС, например, стороны приступили к согласованию проекта Меморандума о взаимной интеграции национальных транзитных систем (в таможенной сфере).

— Этот вопрос сегодня особенно актуален в свете торговой войны США и КНР, многие говорят о новых возможностях по наращиванию экспорта в Китай для граничащих с ним стран. На ваш взгляд, могут ли трения КНР и США поспособствовать росту товарооборота Китая и стран ШОС, ускорению процесса упрощения таможенных процедур?

— Как вы знаете, между государствами-членами ШОС отсутствуют торговые войны и какие-либо санкционные барьеры. Мы не собираемся навязывать свои правила, мы их выполняем в рамках ВТО и других международных договоренностей, включая собственные, принятые в рамках ШОС.

К сожалению, сегодня отдельные государства видят в торговых войнах и прочих санкционных мерах чуть ли не панацею в решении назревших политических и экономических проблем. Обращает на себя внимание полное пренебрежение правовыми нормами экономических взаимоотношений, в том числе и в формате международных организаций. Очевидно их желание решать проблемы на двустороннем уровне по собственным правилам, да еще под силовым прессингом.

Убежден, что демонстрация силы посредством ввода ограничительных мер и санкций отнюдь не способствуют наращиванию товарооборота и установлению цивилизованных торговых и экономических взаимоотношений в целом.

ШОС нацелен на взаимодействие, основанное на принципах "шанхайского духа", основные посылы которого как никогда востребованы сегодняшними реалиями и могут служить в качестве достойного примера в развитии, прежде всего добрососедства, дружбы и сотрудничества, взаимного уважения культур, доверительного диалога и конструктивного партнерства.

Памятуя об этом, ШОС намерена продолжить работу по выработке соответствующих подходов к решению задач упрощения торговли с учетом важности объединения усилий всех его участников в поддержке и укреплении многосторонней торговой системы, основанной на нормах и принципах ВТО.

— Одним из ведущих направлений деятельности ШОС остается борьба с тремя силами зла — терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Учитывая нестабильность региона, каких успехов удалось добиться на этом направлении за последние годы? Стоит ли ожидать укрепления сотрудничества стран на этом направлении?

Руководитель учений ШОС на Урале рассказал об их целях

— Практическая работа по совершенствованию уже сложившихся и хорошо зарекомендовавших себя антитеррористических механизмов не прекращается ни на день. О ее успешности можно судить по сократившейся террористической активности экстремистских группировок на территории наших стран.
Самое главное в этом взаимодействии — решительная и бескомпромиссная ликвидация правовых, финансовых и социальных основ существования террористического подполья. У террористов должно быть понимание того, что у них не может быть какого-либо укрытия на пространстве ШОС.

Борьба с тремя силами зла в рамках ШОС поставлена на системную основу, проводятся совместные антитеррористические учения, расширяется международное сотрудничество, принимаются меры по совершенствованию договорно-правовой базы. Практическим шагом на этом направлении стала утвержденная на саммите в Циндао Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2019-2021 годы, а также Конвенция ШОС по противодействию экстремизму, подписанная по итогам астанинского саммита ШОС в июне 2017 года.

На качественно новый уровень выходит сотрудничество в области борьбы с преступлениями в киберпространстве, распространением террористической̆ идеологии и пропаганды, включая публичное оправдание терроризма с целью подстрекательства к совершению террористических актов.

— Каков уровень координации между военными ведомствами, антитеррористическими подразделениями стран ШОС?

ИГ* перебрасывает диверсантов в Россию, Европу и Азию, заявили в ШОС

— Межведомственное взаимодействие находится на должной высоте. В центре внимания указанных структур — военно-политическая обстановка внутри и по периметру наших границ, идет ее постоянный мониторинг и обмен информацией.

На саммите ШОС в Циндао подтверждена особая роль Региональной антитеррористической структуры ШОС в совместной борьбе с тремя силами зла в целях обеспечения региональной безопасности. Потенциал сотрудничества компетентных органов на этих направлениях будет наращиваться.

— ШОС создавалась как региональная организация по безопасности, но сегодня мы видим, что в организации активно реализуются и гуманитарные проекты, особое внимание уделяется молодежи и спорту, большой интерес общественности вызывает ежегодный марафон ШОС, культурные мероприятия. Какие цели у этих проектов и каковы результаты? Планируете ли вы организовать что-то новое и масштабное?

— Хочу подчеркнуть, что ШОС является организацией многопрофильного сотрудничества, поэтому важной сферой нашей деятельности является взаимодействие в информационной и культурно-гуманитарной сферах.

Соответственно, в рамках ШОС ведется работа в области культуры, образования, науки и техники, здравоохранения, туризма и спорта, охраны окружающей среды, молодежных обменов в интересах взаимообогащения и сближения народов государств-членов организации.

За последние два года перечень культурных и спортивных мероприятий существенно пополнился. Например, два года подряд проводится масштабное культурно-спортивное мероприятие — марафон ШОС, который уже стал ежегодным популярным, зрелищным, культурным и спортивным событием в жизни организации. Третий международный марафон ШОС состоится в Куньмине 2 декабря 2018 года. Ожидается, что в состязаниях примут участие около 20 тысяч любителей спорта из стран ШОС, а также других государств.

 

Обсудить
Рекомендуем