МОСКВА, 28 авг – РИА Новости. Геном современных бурых медведей и гризли содержит в себе "обрывки" ДНК вымерших пещерных медведей, что говорит о том, что их предки достаточно часто контактировали друг с другом. Описание этих фрагментов "ископаемого" генетического кода было представлено в журнале Nature Ecology & Evolution.
Пещерные медведи (Ursus spelaeus) – одна из икон ледникового периода, и, как считалось до недавнего времени, один из главных "врагов" предков неандертальцев и современных людей, проникших в его "вотчину" – в горы и ледники Европы, в конце плейстоцена. Как предполагают ученые, эти обитатели пещер вымерли примерно 24 тысячи лет назад, в момент наступления последнего межледникового периода, из-за конкуренции за добычу и жилье с людьми.
Они были заметно крупнее современных бурых косолапых, достигая массы в 500 килограмм и роста в 2,5 метра. При этом они уступали своим американским "кузенам", короткомордым медведям (Arctodus simus), чья масса в среднем составляла около 600 килограмм, а рост иногда доходил до 3 метров. Анализ рисунка трещин на эмали их зубов, проведенный несколько десятилетий назад, показал, что они питались преимущественно растительной и при этом мягкой пищей.
Хофрейтер и его коллеги выяснили, что пещерные медведи не исчезли полностью с лица Земли, "воскресив" и изучив геномы четырех Ursus spelaeus и их бурых "кузенов", обитавших в пещерах в горах Австрии и Армении примерно 40-70 тысяч лет назад.
Геномы эти медведей, как обнаружили генетики, содержали в себе странные вкрапления, не похожие по структуре на ДНК других пещерных или обычных медведей. Сравнив их между собой, ученые поняли, что предки этих косолапых в прошлом обменялись небольшими фрагментами генома.
Так, примерно 2,5% генома современных и древних бурых медведей, живущих на Кавказе и в Австрии, состоит из участков, унаследованных от Ursus spelaeus и двух других подвидов пещерных медведей. Чуть меньшее количество "ископаемой" ДНК присутствует в ДНК гризли и бурых медведей, живущих в России, Словении и Испании.
Аналогичным образом, ДНК самих пещерных медведей содержит в себе от 0,5% до 1% генов, унаследованных от их бурых соседей. Некоторые особенности в структуре их генов говорят о том, что эти контакты происходили нечасто, но неоднократно, что позволило следам ДНК вымерших обитателей пещер сохраниться в геномах их современных "правнуков".
Открытие новых останков пещерных медведей, как надеются Хофрейтер и его коллеги, поможет ученым понять, какие части их генома сохранились в ДНК современных косолапых, как они влияют на их жизнь и "вымирают" ли они, подобно фрагментам неандертальской ДНК в геномах современных людей.